30 марта 2016, 17:50

Вымирание «хоббитов» по времени совпало с появлением людей

Homo Sapiens мог контактировать с человеком флоресским до их окончательного вымирания.

Расширенные раскопки австралийских учёных позволили исправить сделанные ранее ошибки при датировке следов низкорослых Homo floresiensis, больше известных с лёгкой руки СМИ как «хоббиты». Оказалось, что их следы перестают встречаться уже 50 000 лет назад, то есть вчетверо раньше, чем считалось до этого (12 000 лет). Это может означать, что, вопреки ранее господствовавшему мнению, к исчезновению «хоббитов» не причастны губительные извержения вулканов. Соответствующая работа опубликована в Nature Letters.

Группа археологов из Университета Уоллогонга (Австралия) расширила площадь раскопок в пещере Лианг Буав на острове Флорес. Это место — главный источник имеющихся находок «хоббитов» и созданных ими орудий. В результате выяснилось, что обнаруженные у восточной стены пещеры останки и артефакты по возрасту не уступают находкам в её центральной части. Ранняя датировка слоёв была неверна в силу того, что археологи предыдущих экспедиций не учли эрозионные процессы, которые вскрылись только при расширенных раскопках.

Новые данные существенно меняют картину истории острова и всего этого вида карликовых людей. Дело в том, что в Лианг Буа обнаружены и кости стегодонов (карликовых слонов), и гигантских варанов, живших некогда на острове. Это позволило исследователям сделать вывод, что около 50 000 лет назад на острове могли вымереть не только «хоббиты», но и другие крупные эндемичные виды. Одновременное вымирание островных видов, вероятно, совпало по времени с первыми путешествиями человека современного типа через Флорес. В то же время авторы работы отмечают, что пока нельзя точно сказать, сталкивались ли люди со своими малорослыми «родственниками» лицом к лицу.

Отмечается, что Homo Sapiens примерно в ту же эпоху начал колонизировать Австралию. На пути к ней Флорес выглядит логичным транзитным этапом. Именно через него лежал кратчайший маршрут из Азии на доисторический континент Сахул, на месте которого сейчас находятся Новая Гвинея и Австралия.

Ранее причиной вымирания Homo floresiensis считалось извержение вулкана, 12 000 лет тому назад покрывшее остров слоем пепла. Если уточнённые данные археологов верны, следы карликовых родственников человека исчезли много раньше. Тогда вулканы, очевидно, не связаны напрямую с этим событием. Впрочем, новые данные из Линг Буа существенно усложняют и вопрос о причинах вымирания «хоббитов».

Остров Флорес лежит за так называемой линией Уоллеса — чертой, юго-восточнее которой из-за опасного морского пролива не проникают азиатские виды крупных животных. Поэтому появление на острове низкорослого человека флоресского с его небольшим мозгом представляет собой загадку. Считается, что для того, чтобы попасть туда, ему нужно было пересечь глубокий морской пролив с быстрым течением. Однако без лодок сделать это довольно сложно. Современные попытки реконструировать подобное путешествие на плоту с вёслами закончились госпитализацией одного из участников и без регулярной смены части гребцов пока не удавались. Некоторые учёные полагают, что предки человека флоресского были полноразмерными Homo erectus, впоследствии ставшие жертвами островной карликовости.

Фольклор жителей Флореса исторического времени рассказывает о низкорослых существах, живших в джунглях и не знавших членораздельной речи. Ранее отдельные исследователи высказывали предположение, что небольшое количество Homo floresiensis могло пережить кризис, связанный с извержением вулкана, и дожить до недавнего времени, оставив соответствующий слой фольклора среди местных жителей. В свете новой работы такие предположения выглядят менее обоснованными.