Сотрудники Facebook научились манипулировать сознанием пользователей по Оруэллу
Новые разоблачения сознательной цензуры, с помощью которой Facebook влиял на ход американских выборов, рассказывают об одной из самых масштабных предвыборных махинаций XXI века.
Фото: © REUTERS/Dado Ruvic/Files
В начале этой недели известное интернет-издание Gizmodo опубликовало мнение бывших сотрудников новостной службы Facebook. Они рассказали, как эта социальная сеть манипулирует своими пользователями. Facebook давала минимальное распространение всем новостям, интересным для членов Консервативной партии, и, напротив, продвигала даже непопулярные новости, играющие на руку Демократической партии. Скандал, последовавший после публикации, стал в один ряд со многими другими, включая сходные манипуляции Хиллари Клинтон, которые она проделывала с помощью Google.
Методы Facebook технически были довольно просты. Алгоритм этой социальной сети, отбирающий новостные истории для демонстрации пользователям, имеет короткий лист так называемых трендовых, модных тем. Вместо того чтобы позволить алгоритму честно работать самому, отбирая и продвигая новости, на которые чаще всего кликают пользователи, руководство Facebook поручило ряду людей-кураторов читать этот лист трендовых тем. Кураторы вручную давали более высокий приоритет новостям, позитивно освещающим Демократическую партию. Новостям, интересным членам Консервативной партии, давали приоритет пониже или исключали из списка вовсе. К тому же кураторы делали заголовок и краткое содержание новости, позитивно выставляющие демократов. В итоге 167 миллионов пользователей Facebook в США получали те новости, которые хотели кураторы соцсети, а не те, которые бы они получили при нормальной работе алгоритма.
Как отмечают бывшие сотрудники Facebook, подавляющее большинство кураторов были демократами, то есть подыгрывали своей партии. По их мнению, такая информационная кампания эффективно играла против консерваторов. Что интересно, руководство самой организации, по мнению анонимных сотрудников, даже не знало о происходившем.
В то же время бывшие сотрудники соцсети отмечают, что это не означает, будто верхушка компании Facebook совсем не использовала "манипуляции сознанием" пользователей. Когда та или иная тема, которую руководство полагало важной, не нравилась читателям и они просто редко кликали на такую новость, менеджмент сети приказывал куратором всё равно показывать её как можно большему количеству пользователей. Анонимные бывшие работники сети Facebook охарактеризовали такой метод как "средство для инъекций", впрыскивающее нужные новости в сознание манипулируемых. В конце концов этим способом удавалось сделать новость самой популярной во всей сети Facebook. Причём часто это делалось даже не со злым умыслом, а просто чтобы ускорить вирусное распространение новостей – как в случае с атакой на "Шарли Эбдо". Таким образом соцсеть пыталась не отстать от сети Twitter, также быстро распространявшего это же сообщение.