Уведомления отключены

11 мая 2016, 18:27

В МГУ создали первое в мире лекарство, защищающее митохондрии от повреждения кислородом

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Российские исследователи под руководством академика Владимира Петровича Скулачёва первыми в мире создали и запатентовали лекарство-антиоксидант, которое накапливается в митохондриях клеток и защищает их от повреждения.

Международная группа учёных под руководством исследователей из МГУ имени М. В. Ломоносова раскрыла молекулярный механизм, предохраняющий митохондрии клеток организма человека от повреждения агрессивными формами кислорода. На его основе исследователи создали российский лекарственный препарат — визомитин (коммерческое название разработанного препарата). Отчёт об исследовании опубликован в журнале Oxidative Medicine and Cellular Longevity.

Новое средство применяют при лечении катаракты и синдроме "сухого глаза". Лекарство представляет собой искусственный антиоксидант, и принимать его нужно в малых количествах. В то же время в митохондриях всегда содержится много природных антиоксидантов. Казалось бы, добавление визомитина к общему количеству антиоксидантов в митохондриях не должно ничего менять, однако препарат доказал свою эффективность. Группе Скулачёва удалось выяснить, что визомитин и подобные ему вещества защищают от повреждения молекулы кардиолипина — одного из компонентов внутренней мембраны митохондрий, а вот витамин Е и некоторые другие природные антиоксиданты такой защиты не обеспечивают.

Активные формы кислорода (АФК) постоянно образуются в митохондриях — органоидах клеток, вырабатывающих львиную долю энергии для поддержания жизнедеятельности организма. АФК очень реакционно-способны и могут разрушать другие биологические молекулы, окисляя их. Большие количества активных форм кислорода в клетке просто-напросто разрушают её. Впрочем, в митохондриях существуют и специальные противоокислительные механизмы защиты, основанные на действии антиоксидантов. По мере старения организма эта защита всё чаще даёт сбои. Особенно страдает кардиолипин — вещество, содержащееся во внутренней мембране митохондрий. Если предотвратить распад его молекул, многие процессы, связанные со старением, существенно замедляются.

"Обычные" антиоксиданты, такие как витамин Е и кофермент Q, не могут предотвратить окисление кардиолипина. Новый препарат, разработанный в МГУ, решает эту проблему. А недавнее исследование учёных в деталях объясняет почему. Дело в том, что часть кардиолипина расположена в эпицентре комплексов белков (объединений нескольких разных белковых молекул), производящих активные формы кислорода. Логично, что эти молекулы кардиолипина окисляются быстро и часто. Молекулы витамина E и кофермента Q плохо растворяются в воде и к тому же слишком крупные, чтобы проникнуть в глубину этих комплексов, а действующее вещество визомитина из группы SkQ-ионов достаточно маленькое и хорошо растворяется в воде, поэтому оно способно защитить "недоступный" кардиолипин.

Ранее в исследованиях на животных уже показали, что SkQ-ионы лечат воспалительные болезни глаз, способствуют выходу из состояний, близких к ишемии, и даже ослабляют проявление старческих симптомов. Как надеются авторы работы, будущие препараты ряда SkQ в виде таблеток и инъекций помогут снимать патологические симптомы, сопровождающие инсульты, инфаркты и тяжёлые травмы.