12 мая 2016, 19:20

Неандертальцев уничтожили холод и голод

Хотя телосложение этих гоминид свидетельствует об их высокой приспособленности к низким температурам, оно не смогло компенсировать сокращение численности дичи при похолодании

Фото: © Pixabay

Археологи из Университета Колорадо в Боулдере (США) проанализировали кости оленей и других животных, найденные в пещерах неандертальцев, живших в южной Франции около 40 000 лет назад. В результате удалось установить, что в периоды межледниковья и ледниковых периодов эти родственники современных людей по-разному подходили к употреблению добытой дичи. В более холодное время они тратили больше усилий на извлечение из нее питательных веществ. Это может означать, что похолодания для неандертальцев были более важным фактором, чем считалось ранее. В таком случае вымирание неандертальцев во время последнего ледникового максимума может быть связано со снижением температур. Соответствующая статья опубликована в Journal of Human Evolution.

В результате тщательных исследований останков добытых неандертальцами животных выяснилось, что в периоды наступлении ледников эти гоминиды оставляли больше следов зубов и каменных орудий на костях дичи. Костный мозг при этом добывался даже из мелких косточек ног, где его довольно мало. Такие операции были трудоемкими и никогда не предпринимались в периоды межледниковья.

Авторы работы предполагают, что вопреки ранее установившимся взглядам неандертальцы не были полностью приспособлены к палеоарктическому климату Евразии, и в особо холодные периоды страдали от сокращения кормовой базы. Если это так, то сильное временное похолодание, наступившее в Европе около 40 000 лет назад после извержения на Флегрейских полях могло нанести им более чувствительный удар, чем считалось ранее. Возможно, оно было главным фактором их вымирания, предполагают ученые.

В настоящий момент в научном мире нет устоявшейся точки зрения на то, кто больше виноват в вымирании неандертальцев – наступление льдов или появление в Европе людей современного типа. Эти два события совпали по времени и достоверно отделить влияние одного из этих факторов от другого не так просто.