13 мая 2016, 14:52

Биологи установили истинные причины образования перхоти

Как оказалось, грибок, с которым борются существующие шампуни от перхоти, вовсе не связан с этим неприятным явлением.

Фото © flickr.com

Китайские и японские биологи изучили бактериальную и грибковую флору кожи головы нескольких десятков добровольцев. Учёные пришли к выводу, что грибки рода Malassezia, обычно "обвиняемые" в появлении перхоти, вряд ли действительно виноваты в этой проблеме. Наиболее вероятной причиной неприятного синдрома является нарушение баланса между двумя распространёнными группами бактерий, конкурирующих за жизненное пространство на голове взрослого человека. Борьба с одной из них (стафилококками) должна стать эффективным средством против перхоти, отмечают учёные. Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Для экспериментальных измерений были взяты 58 добровольцев из Китая. Каждому из них сначала вымыли голову, а затем проанализировали грибковую и бактериальную флору с восьми разных участков кожи в области скальпа. После этого учёные сравнили количество частиц перхоти на изученных участках с уровнем выделения кожного сала и воды на голове обследованных. На основе статистического анализа полученных данных биологи установили корреляцию между численностью грибков и бактерий и количеством перхоти у того или иного добровольца.

Выяснилось, что чем больше на голове обследуемого было кожного сала и воды, тем выше вероятность развития неприятного синдрома. В то же время биомасса грибков Malassezia и их общее количество на квадратный сантиметр кожи оказались практически одинаковы как у испытуемых с перхотью, так и не страдающих этой проблемой. Более того,  у лиц с наибольшим количеством перхоти популяция этих якобы вредоносных грибков была меньше обычной. Это означает, что ранее распространённое представление о связи Malassezia с появлением перхоти является неверным.

Чтобы понять, что же именно может провоцировать синдром, исследователи изучили ситуацию с бактериальной флорой. Оказалось, что у лишённого перхоти человека бактерии из групп Propionibacterium и Staphylococcus сосуществуют на коже головы, хотя и ведут между собой активную конкурентную борьбу. Продукты жизнедеятельности Propionibacterium создают негативные условия для роста Staphylococcus и наоборот. Однако у лиц с сильно выраженной перхотью этого баланса не было. Propionibacterium там были подавлены, а Staphylococcus начинали бурно размножаться и процветали, по всей видимости, за счёт успешного вытеснения конкурентов. Staphylococcus  оказались единственной группой бактерий, получавшей преимущество в условиях обилия перхоти. Авторы работы полагают, что именно их жизнедеятельность и является причиной этого синдрома.

По мнению учёных, вместо того чтобы бороться с ни в чём не повинными грибками, как это делают современные шампуни и мази от перхоти, более эффективно было бы наносить на кожу головы вещества, способствующие росту Propionibacterium и подавляющие рост Staphylococcus.

Перхоть является самым распространённым синдромом легкого себорейного дерматита, поражающим кожу головы взрослого населения Земли. По некоторым оценкам, перхотью страдает до половины мужчин на планете. Существующие косметические и лекарственные средства борьбы с ней во многих случаях недостаточно эффективны и вызывают неприятные побочные эффекты (жжение кожи головы и так далее).