17 мая 2016, 17:16

Геологи определили шансы Гавайев пережить мегацунами

Фото: © flickr.com/Victor

В ближайшие полвека стихийное бедствие огромных масштабов случится с Гавайскими островами с вероятностью 9%, а количество потенциальных жертв такого события может составить сотни тысяч человек.

Учёные из Гавайского университета в Маноа (США) изучили следы палеоцунами, обрушившегося на этот архипелаг в прошлом, и рассчитали возможность повторения такого события в ближайшее время. Наиболее разрушительным источником подобного мегацунами будет землетрясение с магнитудой от 9 и более баллов в районе Алеутских островов. Соответствующая статья опубликована в Journal of Geophysical Research.

Исследователи провели анализ деталей рельефа прибрежных районов ряда островов архипелага и пришли к выводу, что крупная воронка на острове Кауаи является надёжным признаком того, что мощнейшие цунами обрушивались на этот остров в геологически недавнем прошлом. К сожалению, деталей этих событий в письменных источниках нет, поскольку в этой части Полинезии письменность до прихода европейцев не существовала.

Чтобы лучше понять, при каких условиях мощные цунами могут обрушиться на Гавайи, учёные использовали байесовское моделирование землетрясений в тех районах Тихого океана, в которых они потенциально возможны. Оказалось, что даже крайне мощная сейсмика в Индонезии, на Камчатке или Филиппинах не слишком угрожает Гавайям. Куда опаснее в этом отношении Алеутские острова. Данные моделирования показывают, что в ближайшие полвека вероятность землетрясения магнитудой 9 и выше на Алеутах достигает довольно значительных 9%. При этом после землетрясения волны мегацунами потратят всего 4,5 часа на то, чтобы добраться до Гавайских островов.

В 2004 году от подводного землетрясения в Индийском океане число погибших составило примерно 300 000 человек. Сравнительно высокий уровень потенциальной угрозы такого рода для Гавайев обусловлен значительной плотностью населения в данном штате США.