25 мая 2016, 17:01

Учёные: Бедность вызывает депрессию через влияние на гены и мозг

Люди, чьи детство и отрочество прошли в небогатых семьях, чаще подвержены депрессии. И это не простое совпадение: механизмы появления депрессии в таких случаях установили как на уровне мозга, так и на уровне отдельных генов.

Фото: © Pixabay

Исследователи из Университета Дьюка обнаружили, что мозг людей, выросших в семьях с низким достатком, острее реагирует на демонстрацию пугающих изображений. Выяснилось, что такая реакция связана с изменением экспрессии (активизации) гена SLC6A4, который отвечает за распределение нейромедиатора серотонина в мозге. Низкий уровень серотонина часто приводит к депрессии и другим психическим и неврологическим расстройствам. Работа опубликована в журнале Molecular Psychiatry.

Учёные несколько лет собирали данные о поведении, работе мозга и экспрессии генов в организмах 132 подростков из семей с различным уровнем дохода. Для достоверности одни и те же процедуры повторяли несколько раз в течение всего срока исследования.

В итоге выяснилось, что, согласно данным психологических опросников, подростки из бедных семей гораздо чаще демонстрируют депрессивные реакции, чем дети родителей с высоким достатком. Кроме того, эксперименты с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что у небогатых детей при просмотре картинок с изображениями испуганных лиц сильнее активируется миндалевидное тело — область мозга, отвечающая за проявление различных эмоций.

Однако самым интересным результатом стало другое открытие. Оказалось, что у подростков из небогатых семей усилено метилирование гена SLC6A4. Этот ген кодирует белок, участвующий в переносе серотонина внутрь нервных клеток. Метилирование гена обычно "заглушает" его активность, так что при метилированном SLC6A4 нейронам достаётся меньше серотонина, чем обычно. Количество рецепторов к серотонину на мембранах нервных клеток в ответ снижается — за ненадобностью. А в исследованиях на животных ранее было показано, что уменьшение количества рецепторов к серотонину в миндалевидном теле — признак повышенной тревожности.

Таким образом, у детей из бедных семей часто снижено количество серотонина в тканях мозга. Кроме того, они оказываются более чувствительными к пугающим и угрожающим стимулам. Это в совокупности приводит к тому, что у таких подростков чаще развиваются тревожные состояния и  депрессия.

Установлено, что главный фактор риска депрессии — наследственность. В семьях людей, когда-либо болевших депрессией, чаще рождаются дети, которым впоследствии ставят аналогичный диагноз. При этом у представителей обоих поколений находят одни и те же варианты генов, связанных с появлением депрессии. Но кроме конкретных последовательностей ДНК, которые передаются от родителей к ребёнку, важно и то, насколько часто эти последовательности (то есть гены) считываются. От активности этого считывания (ещё говорят — экспрессии) зависит, сколько образуется молекул белка, кодируемого данным геном.

Экспрессия гена регулируется специальными белками, которые изменяют доступность участков ДНК для определённых ферментов. Такая регуляция называется эпигенетической модификацией. Эпигенетические модификации ДНК тоже могут передаваться по наследству, но не ведут к изменению последовательностей генов. Один из способов эпигенетического воздействия на ДНК — метилирование, то есть присоединение метильных групп. Когда белки присоединяют к ДНК метильные группы, ген становится сложнее экспрессировать. То есть последовательность нуклеотидов в гене может быть нормальной, но белок, кодируемый этим геном, образовываться в необходимых количествах не будет.