3 июня 2016, 13:28

Cкорость расширения Вселенной указала на неизвестные физические процеcсы

Фото: © REUTERS/HUDF/NASA/Handout via Reuters

Комбинированное исследование многих тысяч звёзд в далёких галактиках привело учёных к выводу, что не все физические процессы, стоящие за расширением Вселенной, на данный момент ясны научному сообществу.

Американские астрономы, используя космический телескоп "Хаббл", установили, что более ранняя оценка скорости расширения Вселенной под действием тёмной энергии была неверна. В действительности она расширяется на 5—9% быстрее. Открытие позволит точнее оценить тёмную материю и тёмную энергию, которые составляют основную часть массы во Вселенной, но до сих пор ускользают от прямого наблюдения и исследования. Соответствующая статья направлена на публикацию в The Astrophysical Journal, а с её текстом можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета.

Чтобы уточнить прежние оценки скорости расширения наблюдаемой Вселенной, авторы новой работы наблюдали за двумя типами звёзд в наиболее удалённых от нас галактиках — 2400 цефеид и 300 сверхновых. В отличие от остальных светил, истинную яркость которых можно определить, лишь зная расстояние до них, эти два типа звёзд, наоборот, дают возможность установить расстояние до них по их же яркости. Первые — цефеиды — переменные звёзды, свет которых меняется с пульсациями их внешних слоёв. Истинная яркость цефеид (то есть та яркость, которую можно было бы наблюдать рядом с ними) чётко привязана к периоду пульсаций звезды. Астрономы просто замеряют время между пульсациями и на основе довольно несложной формулы выводят её истинную яркость. Сравнивая эту яркость с видимой с Земли, учёные могут точно выявить, каково расстояние между нашей планетой и цефеидой.

Вторым видом "верстовых столбов" во Вселенной являются сверхновые типа Ia. Истинная яркость этих звёзд почти всегда одинакова: они образуются только из белых карликов, когда те превышают предельно допустимый лимит массы, равный 1,44 солнечных (предел Чандрасекара). Существенно больше этого предела карлик набрать не может — именно потому, что в этом случае он тут же взрывается. Из-за одинаковой массы все сверхновые этого типа при взрыве дают предельно сходную истинную яркость. Сравнив её с видимой с Земли яркостью, астрономы-наблюдатели легко могут вычислить расстояние до такой звезды. Затем они сравнивают дистанцию, вычисленную таким образом для более близких и более далёких галактик, и получают скорость расширения Вселенной.

Более ранние исследования редко комбинировали данные по цефеидам и сверхновым из одной и той же галактики, что часто не позволяло достаточно точно выяснить расстояния до неё. В конце 1990-х выяснилось, что сверхновые в самых далёких галактиках имеют яркость ниже той, что должны иметь. Из этого был сделан очень важный вывод: в настоящий момент Вселенная расширяется с нарастающим ускорением, которое потенциально может привести к значимым последствиям, вплоть до Большого разрыва, однако неточность измерений по одним только сверхновым не дала в тот раз корректно рассчитать скорость расширения Вселенной.

Новая и уточнённая оценка равна 73,1 километра в секунду на один мегапарсек. Это означает, что галактика на расстоянии в 3,26 миллиона световых лет каждую секунду удаляется от нас на 73,1 километра. Ранее эту цифру оценивали примерно в 70 километров в секунду.

Новые вычисления, несмотря на вроде бы небольшое расхождение с предыдущими оценками, имеют огромное значение для понимания происходящего во Вселенной и её физики в целом. Более ранние цифры расчётов на основе имевшихся оценок тёмной материи и энергии давали меньшую скорость расширения Вселенной. Новая работа означает, что наши представления о тёмной материи и тёмной энергии, заставляющей Вселенную расширяться с ускорением, могут быть неверны. Возможно, мы недооцениваем силу, с которой тёмная энергия "расталкивает" пространство во все стороны. Или же сразу после Большого взрыва существовала некая субатомная частица так называемого тёмного излучения, недоучёт которой и привёл к ранним ошибочным оценкам скорости расширения пространства-времени. Исследователи надеются, что их новая работа приведёт в конечном счёте научное сообщество к ответу на все эти вопросы.