Гены неандертальцев оказались "тяжкой ношей" для европеоидов
Фото: © Flickr / Erich Ferdinand
Неандертальцы совершенно свободно скрещивались с людьми, однако для потомков таких "межвидовых" браков в этом не было ничего хорошего.
Генетики из Стэнфордского университета пришли к выводу, что присутствие генов Homo neanderthalensis в ДНК человека (за исключением африканцев) несёт ряд негативных последствий. Неандертальцы, в силу ряда своих особенностей, имели примерно на 40 процентов меньший репродуктивный фитнес (упрощённо — вероятность появления определённых генов родителей у их потомков). Часть этих особенностей перешла к европеоидам и монголоидам, что, в теории, негативно влияет на их способности к размножению. Соответствующая статья опубликована в журнале Genetics.
Исследователи провели детальный анализ ранее опубликованных данных расшифровки генома неандертальца. А затем решили установить, насколько его особенности влияли на репродуктивный фитнес этих гоминид. Под репродуктивным фитнесом понимают свойство определённых аллелей (различных форм одного и того же гена, расположенных в одинаковых участках сходных хромосом) с высокой или, наоборот, низкой вероятностью быть унаследованными последующими поколениями в данной популяции. Расчёты показали, что из-за частого близкородственного скрещивания и очень малой численности неандертальцев среди них очень слабо действовал естественный отбор и быстро накапливались вредоносные мутации.
В сумме репродуктивный фитнес для неандертальцев был на 40 процентов ниже, чем для людей современного типа, утверждают авторы новой работы. Это означает, что их способность к воспроизведению была ниже, чем у Homo sapiens. Более того, те из современных людей, кто несёт в своих генах следы неандертальского генома, всё ещё страдают от этого пониженного фитнеса. К счастью, наиболее вредоносные их гены уже были выбракованы эволюцией. Однако репродуктивный фитнес европеоидов и монголоидов, чьи предки смешивались с неандертальцами, всё еще примерно на один процент ниже, чем у африканцев. Предки последних, как известно, с неандертальцами не смешивались.
Из новой работы следует неожиданный вывод: скрещивание людей с неандертальцами было гораздо более частым явлением, чем считалось ранее. С учётом выбраковки наиболее опасной части генетического наследства последних, исходная доля неандертальских генов для европеоидов была в районе 10 процентов, а не 2—4 процентов, как сейчас. Поскольку неандертальцев было на порядок меньше, чем современных им людей, получается, что все они скрещивались с людьми практически свободно, а не изредка,, как считалось ранее.
По современным представлениям, именно неандертальцам неафриканская часть современных людей обязана цветом кожи, а также отдельными особенностями иммунитета.