14 июля 2016, 12:04

Недоразвитые передние лапы тираннозавров признали очень полезными

Фото: © wikipedia.org/Josep Asensi

Вновь открытый вид хищных динозавров имел такие же короткие передние лапы, как и тираннозавры, что свидетельствует о функциональности таких конечностей, ведь в обоих случаях они развились независимо.

В Аргентине обнаружены останки ранее неизвестного хищного динозавра. Неожиданное сходство его передних лап с лапами тираннозавра указывает на то, что они были полезной эволюционной адаптацией, а не простым рудиментом, — считают авторы находки, статья которых опубликована в журнале Public Library of Science One. Впрочем, для чего именно нужны были ящерам такие редуцированные конечности, пока непонятно.

Новый вид динозавров Gualicho shinyae был найден в Аргентине в 2007 году в геологической формации Хуинкуль, где в конце 1980-х были выкопаны останки аргентинозавра, одного из самых крупных животных в истории Земли. По оценке сотрудника чикагского Филдовского музея естественной истории Питера Маковицки (Peter Makovicky) и его соавторов, некогда G. shinyae могли достигать размера в 7 — 8 метров. Ящера отнесли к древнейшей и многочисленной группе двуногих теропод, бывших в большинстве своём хищниками.

Как и у самых знаменитых членов этой группы — тираннозавров, в скелете G. shinyae выделяются редуцированные передние конечности, оканчивающиеся всего двумя пальцами, вооружёнными когтями. При этом близкими родственниками они не являются. G. shinyae намного примитивнее тираннозавра и, несмотря на наличие такой прогрессивной черты, как редуцированные передние лапы, сохранил множество весьма простых особенностей строения.

Все это, по мнению Маковицки и его соавторов, указывает на то, что укороченные лапы у обоих (и некоторых других) видов вымерших хищников стали результатом конвергентной эволюции, и эта адаптация возникла у них независимо. Однако роль, которую она могла играть в жизни двуногих динозавров, остается загадкой.

По некоторым представлениям, они помогали удерживать и направлять жертву в гигантскую пасть ящера, по другим — использовались при спаривании. Так или иначе, но после открытия G. shinyae с распространённой идеей о случайности и бесполезности укороченных лап для тираннозавров и их родственников, похоже, придётся расстаться.