Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
29 июля 2016, 06:00

Летающие лодки: пять самых интересных гидросамолётов всех времён

23 июля 2016 года в городе Чжухай (Китай) была проведена выкатка самого большого в мире самолёта-амфибии AG600 Jiaolong ("Водяной дракон"), в связи с этим Лайф вспоминает самые значимые гидросамолёты своего времени.

Фото: © Wikipedia.org, flickr/wolf4max

Казалось, что гидросамолётам уготована роль вымирающих динозавров среди своих собратьев, умеющих садиться на обычную землю. Летающие лодки сложнее и дороже в эксплуатации, особенно на морских аэродромах, они требуют постоянных мер по защите от коррозии, тщательной мойки после каждой посадки на море. В результате гидросамолёты оказались вытеснены с регулярных пассажирских маршрутов и обосновались в нише местных перевозок в труднодоступных регионах или на островных государствах, где постройка аэродромов невозможна.

На этой неделе в Китае была проведена выкатка самолёта-амфибии AG600 Jiaolong ("Водяной дракон"). Китайская государственная авиастроительная корпорация AVIC создала гидросамолёт, по своим габаритам сравнимый с "Боингом 737". На данный момент это самый большой в мире самолёт-амфибия. Возможно, теперь летающие лодки ждёт новый ренессанс, ведь свою историю они ведут с начала прошлого века.

Дмитрий Григорович создавал одни из первых летающих лодок в мире. Его гидросамолёты М-5 и М-9 были, возможно, наиболее совершенными для своего времени. М-5 была выпущена крупной по тем временам партией — более 180 штук. Пулемётное вооружение, возможность взять на борт до ста килограммов бомб, неплохие лётные качества (в сентябре 1916 года морской лётчик Ян Нагурский выполнил на М-9 мёртвую петлю). 

Для их использования был создан первый российский гидроавианосец "Орлица", переделанный из грузопассажирского парохода "Императрица Александра". Для подъёма и спуска гидросамолётов были установлены электрические лебёдки и стрелы Темперлея. На палубе построили стационарные ангары. 17 июля 1916 года четыре гидросамолёта М-9 с "Орлицы" вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами и сбили два из их. В 1996 году приказом главнокомандующего ВМФ РФ этот день объявлен Днём морской авиации ВМФ России.

 

Транспортная летающая лодка весом 136 тонн, рассчитанная на транспортировку 750 солдат при полном снаряжении. Выполненный полностью из берёзовой фанеры, этот самолёт и сейчас удерживает рекорд по размаху крыльев — 97,5 метра. Восемь двигателей могли поднять почти 60 тонн полезной нагрузки.

Самолёт создавался в начале Второй мировой войны. Правительство выделило Говарду Хьюзу 13 миллионов долларов на создание морского транспортника. Но из-за проблем с материалами и желания сделать идеальную машину он был готов только к ноябрю 1947 года, когда и совершил свой единственный полёт над гаванью Лос-Анджелеса.

Говоря о гидросамолётах-мастодонтах, стоит упомянуть чудо итальянского гидросамолётного производства — Caproni Ca.60 Noviplano, экспериментальный триплан с девятью крыльями, позаимствованными с бомбардировщиков-трипланов, оставшихся после Первой мировой войны. К сожалению, он тоже взлетел лишь однажды, разрушившись сразу после взлёта.

 

У пассажирской немецкой летающей лодки Do X от компании Dornier судьба сложилась лучше. Её первый полёт состоялся в 1929 году. 20 октября в ходе сорокаминутного демонстрационного полёта гидросамолёт взлетел с Боденского озера со 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине XX века. К сожалению, лётные характеристики самолёта-амфибии оказались неважными и на пассажирские линии он так и не вышел, сделав лишь несколько демонстрационных полётов.

Do X можно назвать самым настоящим летающим кораблём: у него в кабине не было рычагов управления двигателями. Вместо этого капитан отдавал приказы по внутренней связи бортинженеру, находившемуся в машинном отделении.

 

Эта летающая лодка стала символом морской авиации времён Второй мировой войны. Несколько пулемётов, бомбовое и торпедное вооружение (до 1800 килограммов). "Каталины" строились не только в США и Канаде, но и выпускались по лицензии в СССР под названием ГСТ. Служили они и в авиации Северного флота, где, оснащённые специальным устройством, подбирали из воды моряков с потопленных немцами судов. Именно PBY Catalina обнаружила германский линкор "Бисмарк" во время операции по его перехвату в 1941 году. 

Интересный факт: в диснеевском мультфильме "Чудеса на виражах" (TaleSpin) самолёт-амфибия главного героя Conwing L-16 — это вовсе не "Каталина", как часто неправильно пишут. Это фантазия авторов, собравших вместе гидросамолёт Grumman G-21 Goose (передняя часть) и транспортник Fairchild C-82 Packet (фюзеляж и хвостовое оперение).

 

А-40 "Альбатрос" был разработан в Советском Союзе как реактивный военный многоцелевой самолёт-амфибия, а впоследствии заново сконструирован как гражданский гидросамолёт Бе-200. Он может взлетать как с воды, так и с аэродрома. По ряду лётно-технических характеристик Бе-200 не имеет аналогов в мире, и это едва ли не единственный гидросамолёт с лётными характеристиками, как у обычных самолётов.

У А-40 для взлёта с водной поверхности были два специальных дополнительных бустерных двигателя, расположенных за гондолами шасси, на Бе-200 их убрали — для взлёта хватает мощности обычных двигателей. 

Уникальность гидросамолёта подтверждает тот факт, что в 2013-м пилоты Бе-200 смогли незапланированно потушить дом, практически не задев пожарных.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров