28 июля 2016, 12:35

Пропажа кратеров указала на необычную природу Цереры

Фото: © Wikimedia Commons

На поверхности карликовой планеты должно присутствовать полтора десятка кратеров крупнее 400 километров. Однако ни один из них не удаётся обнаружить.

Группа американских исследователей, работающих в NASA в рамках обслуживания космического зонда Dawn, выяснила, что загадочное отсутствие на Церере кратеров говорит о необычном строении недр этой карликовой планеты. Вероятно, она имеет горячее ядро и обширный подлёдный океан. Соответствующая статья опубликована в журнале Nature Communications.

Астрономам хорошо известна частота падения крупных астероидов на тела Солнечной системы. Соседняя с нами Луна покрыта огромными кратерами, оставленными объектами, до трёх сотен километров в диаметре. Близкая к Церере Веста — другой крупный объект Главного пояса астероидов — демонстрирует сходные "шрамы". Исходя из этих данных, учёные, работавшие с зондом Dawn, провели моделирование того, как должна выглядеть поверхность Цереры после 4,5 миллиарда лет внешнего "обстрела". Оказалось, что на ней должно присутствовать не меньше 15 кратеров крупнее 400 километров и ещё десятки больше 100 километров. На деле все крупнейшие 15 кратеров Цереры в диаметре не превышают 96—285 километров.

Как отмечают учёные, небесная механика для Цереры действует так же, как и для других тел системы. А значит, кратеров на ней не удаётся обнаружить по тем же причинам, по которым мы не видим подобных образований и на Земле. Серия особо мощных ударов вроде тех, что обрушились на Землю 3,8 миллиарда лет назад (время Поздней тяжёлой бомбардировки), как правило, расплавляют поверхность. Если небесное тело обладает собственной мантией и достаточно тёплым ядром, подогреваемый материал мантии в силу конвекции поднимается вверх и разравнивает следы самых глубоких ударов. Именно поэтому на нашей планете нет ни одного следа от Поздней тяжёлой бомбардировки.

Церера, как показывает новая работа, также имеет достаточно тёплое ядро. Хотя его тепла недостаточно для расплавления горных пород, в мантии карликовой планеты много водяного льда. Под действием тепла ядра карликовой планеты он плавится и участвует в криовулканических процессах, ликвидирующих самые крупные кратеры.

Это означает, что недра Цереры горячее, чем можно было бы ожидать, и, скорее всего, часть воды из её мантии может быть расплавлена и сегодня, образуя крупный подлёдный океан.