Ядерный удар "в спину": как российские учёные предлагают уничтожать астероиды
Фото: © ESA - P.Carril
Недавно учёные из Томского государственного университета составили рекомендации для ядерного удара по астероиду. Зачем это нужно, нельзя ли обойтись не обоюдоострым оружием и почему российские учёные склонны именно к ядерному варианту — рассказывает журналист Лайфа Александр Березин.
Хотя ещё пару веков назад угроза "камней, падающих на Землю" отрицалась наукой, сегодня именно она считается самой опасной для человечества — опаснее даже ядерной войны. Раз астероиды способны уничтожить все крупные земные существа — и уже делали это раньше — неплохо составить какой-то план борьбы с ними.
Крупные околоземные объекты в километры диаметром в этом плане простая цель. Их мало, и они заметны издалека. Здесь несложно применить стратегию "малых дел" и заранее чуть изменить их траекторию. Для этого достаточно послать болванку, которая ударит в такое тело и слегка изменит его орбиту, уведя от Земли.
Хуже, когда речь идёт о предметах поменьше. Например, Апофис, открытый лишь в 2004 году, не так велик (325 метров) и малозаметен в космосе (отражает лишь 23 процента падающего на него света). Ещё хуже то, что многие тела Солнечной системы куда темнее Апофиса. Большинство из них отражает всего четыре процента света. Трёхсотметровое тело, чёрное как уголь, мы не заметим, пока оно не приблизится к нам на весьма малое расстояние. "Мягкие методы" в такой момент использовать уже поздно.
Что же делать? На этот вопрос учёные в разных частях мира отвечают по-своему. Кто-то предлагает собрать на орбите плоскую Звезду смерти. Она не только сможет испарять крупные астероиды в кратчайшие сроки, но и пригодится в массе других полезных и интересных задач. По размаху и универсальности идеи нетрудно угадать, что её родина — США. Однако не у всех стран финансовые возможности столь же широки. Да и строить такой мегаобъект надо заранее, иначе можно не успеть. Группа томских астрономов решила исследовать менее затратный вариант быстрого реагирования на внезапно обнаруженный трёхсотметровый астероид — с помощью ракеты с мегатонной ядерной боеголовкой. Хотя ранее такой вариант теоретически рассматривался и в США, там его не считают самым удачным: велик риск падения загрязнённых обломков на нашу планету.
В Томском государственном университете подошли к вопросу менее прямолинейно. Сперва учёные рассчитали, так ли велика угроза загрязнения, чтобы о ней стоило беспокоиться. Как оказалось, сразу после близкого подрыва мегатонной боеголовки материал объекта, несущегося к Земле, получит до 300 миллиардов кюри. Выбросы при аварии в Чернобыле составили лишь 50 миллионов кюри, что в тысячи раз меньше. В случае "лобового" ядерного удара на планету упадут сотни его обломков, дающих радиоактивное загрязнение до 360 миллионов кюри (семь Чернобылей). Уже лучше, но на разумный вариант всё ещё не похоже.
Даже если бы все эти кюри равномерно распределились по 30 миллионам квадратных километров поверхности (что маловероятно), загрязнение там превысило бы 12 кюри на квадратный километр. Сравнительно безопасной считается доза не выше пяти. Похоже, лихой кавалерийский наскок в небесной механике — не лучший путь.
Тогда исследователи рассчитали вариант удара с неожиданного, на первый взгляд, направления — с тыла. Зачем же бить беззащитное небесное тело сзади, то есть когда оно уже миновало Землю и удаляется от неё? Всё дело в том, что большинство астероидов, падающих на нашу планету, перед этим несколько раз пролетают поблизости от неё, каждый раз подбираясь всё ближе и ближе. Так иногда делают акулы перед тем, как атаковать жертву. В такой момент решительный удар помешает опасному астероиду "зайти на второй круг".
В новом сценарии "звёздных войн" астероид удаляется от Земли со значительной скоростью. Удар в спину, разрушив его, создаст облако обломков, часть из которых всё ещё может вернуться к нашей планете. Однако, согласно моделированию, лишь один осколок тела типа Апофиса упадёт на нашу планету — но не сразу, а через шесть лет. То есть мы получим в сотни раз меньше обломков, чем при лобовом ударе.
Все остальные осколки астероида, получив случайно направленные импульсы, "разбредутся" по разным орбитам, уводящим их всё дальше и дальше от нас. За годы в космосе радиоактивность обломка сильно снизится и будет составлять лишь 64 кюри. То есть отказ от ядерного удара "в лоб" в десятки миллионов раз сократит масштабы последующего ядерного заражения — с семи Чернобылей до, примерно, одной миллионной Чернобыля. К тому же, падение и взрыв в атмосфере приведут к рассеиванию материала обломка. Если площадь рассеивания будет больше 13 квадратных километров, загрязнение от него не превысит безопасного для здоровья уровня.
Новая работа вселяет немалый оптимизм. Мегатонную боеголовку делать недолго (их и сейчас немало), ракеты для её запуска также найти несложно. Американская Звезда смерти, пусть и лучше, но явно менее оперативна и много дороже. К сожалению, вариант "малой кровью на чужой территории", предложенный в Томске, годится не для всякой астероидной угрозы. Вокруг летает немало тел куда чернее или чуть меньше Апофиса. Чтобы увидеть их, нужны более качественные телескопы, а также специальные — и недешёвые — проекты по отслеживанию подобных угроз.
Все мы хорошо помним, что после взрыва над Челябинском Дмитрий Рогозин заявил о необходимости создания такой системы слежения. Однако прошло всего три года, и тема опасных небесных тел пропала из СМИ. То же случилось с российскими планами антиастероидной разведки. Будем честны: возвращения к ним стоит ждать лишь после того, как очередное не замеченное нами небесное тело взорвётся над каким-то другим крупным городом России. Причём, как показал челябинский пример, что-то реально будет сделано, лишь если новые жертвы и разрушения будут серьёзными. Как говорится, пока астероид не грянет — вице-премьер не перекрестится.