Короли Севера: что такое боевые ледоколы и зачем они России?
Группировка российских кораблей для защиты Арктики постоянно обновляется, кроме боевых судов ледового класса и вспомогательных ледоколов планируется построить и боевой ледокол-лидер. Зачем России нужны такие корабли и что они из себя представляют — рассказывает журналист Лайфа Михаил Котов.
Фото: © ПАО Совкомфлот
Планы освоения Россией Арктики озвучиваются регулярно, но для их претворения в жизнь требуется иметь достаточную боевую группировку, чтобы в случае необходимости защитить свои геополитические северные интересы. В то время как ВМФ США давно не анонсировал новых кораблей ледового класса, российский флот наращивает мощь Северного флота, и это не просто слова.
Всё дело в том, что в континентальной части арктического шельфа, принадлежащего России, сконцентрирована четверть всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. Общие же запасы топливно-энергетических ресурсов российской части Арктики превышают 1,6 триллиона тонн.
Немаловажен и Северный морской путь, важная артерия страны для перевозки газа и нефти при помощи специальных судов. В октябре 2013 года танкер компании "Совкомфлот" "Виктор Бакаев" завершил переход по Северному морскому пути впервые с советских времён. Предполагается, что в 2017-м объём перевозок при помощи Северного морского пути превысит все исторические показатели, а к 2020 году увеличится ещё втрое. Для такого динамичного развития требуется охрана, готовая в любой момент защитить российские интересы.
Сегодня появилась информация, что Министерство обороны рассматривает возможность создания военной группировки кораблей ледокольного и ледового классов для защиты арктического побережья страны. Они будут созданы на основе ЛК-110Я — ледокола-лидера, проектирующегося в данный момент. Предполагается создание военных ледоколов и ударных кораблей ледового класса, способных нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.
На данный момент ледокол-лидер ЛК-110Я разрабатывает Объединённая судостроительная компания. Проектированием его занимается ФГУП "Крыловский государственный научный центр". 110Я означает заявленную мощность в 110 мегаватт на валу, а "Я" — ядерную силовую установку корабля. Для сравнения, у крупнейшего в мире ледокола "50 лет победы" мощность всего 55 мегаватт.
Предполагается, что военный ледокол на основе ЛК-110Я будет нести минимальное вооружение из-за особенностей его корпуса, не позволяющих разместить ракетные шахты и артиллерийское вооружение. Поэтому дополнительно будут создано несколько кораблей ледового класса, способных работать вместе с ледокол-лидером либо решать самостоятельные задачи. Ледокол-лидер сможет преодолевать лёд толщиной до 4,5 метра, что достаточно для преодоления Северного полюса в любое время года.
На данный момент спущен на воду и достраивается на плаву вспомогательный дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" проекта 21180. Его главное ноу-хау — использование винторулевых колонок, называемых Azipod. Обычно двигатель расположен внутри судна и посредством валов на него подаётся вращение от силовой установки. В Azipod в отдельном небольшом корпусе установлен высокомоментный электрический двигатель, исключающий потерю энергии на использование системы редукторов. Кроме того, Azipod может вращаться во все стороны, позволяя кораблю двигаться в любую сторону.
В мае 2016 года Министерством обороны уже был заключён контракт на постройку двух универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550. Судя по информации из открытых источников, это будет принципиально новый корабль, объединяющий в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля. Корабль сможет ходить в любых зонах мореплавания от тропических до арктических, преодолевая лёд толщиной до полутора метров. На его борту будут установлены две ракетные установки Club-K, расположенные в корпусе стандартных 40-футовых морских контейнеров.
Параллельно этому разрабатываются суда обеспечения ледового класса проекта 03183. Их наличие позволит решать задачи флота по снабжению и обеспечению арктической группировки. Проектирование и строительство ожидается уже к 2020 году.