Китайские учёные подтвердили реальность Великого потопа
Фото: © Wikimedia Commons/Yale University Art Gallery
Наводнение длиной в двадцать два года, ранее считавшееся историками баснословным вымыслом, было реальным событием, резко ускорившим становление китайского государства.
Группа учёных из Китая, Тайваня и США изучила отложения в верхнем течении Хуанхэ и установила, что Великий потоп, длившийся два десятилетия и приведший к становлению устойчивой императорской власти, был реальным историческим событием. Соответствующая статья опубликована в Science.
Традиционная китайская историография (с "Шу Цзин") начинает отсчёт времени существования Китая с императора Яо ("Высоченного"), жившего в XXIV—XXIII веках до нашей эры и установившейся после него династии Ся. Согласно "Шу Цзин", Яо добился ранее невиданного авторитета государственной власти за счёт ряда своих шагов. Первыми среди них было назначение кланов Ся и Хэ наблюдателями за движением звёзд и светил, а вторым и важнейшим — борьба с наводнением невероятных масштабов, длившимся якобы 22 года и парализовавшим жизнь всего тогдашнего китайского государства.
Именно в ходе этой борьбы его приближённый Юй создал систему дамб и плотин, вернувшую страну к нормальной жизни. Впоследствии Юй стал основателем династии Ся, первой в китайской истории. Ключевым понятием императорской власти в Китае является так называемый наследственный мандат Неба, получить который может только тот, кто совершил что-то выдающееся и проявил себя как благородная личность. История о потопе предполагает, что первым обладателем мандата по праву стал Юй.
Вне китайской историографии долгое время было принято считать вымышленными и династию Ся, и предшествовавшего ей императора Яо, и Великий потоп. Поскольку до Чжоу (через тысячу лет после потопа) письменных источников в Китае не оставляли, многие исследователи приписали всю историю Китая дописьменных времён к пропагандистским попыткам историков Чжоу добавить легитимности императорской власти. Рассказы про потоп длиною в 22 года рассматривались как чистая фантазия, невозможная в реальном мире.
Новая работа, осуществлённая в основном китайскими историками, ставит эту точку зрения под сомнение. Её авторы нашли у ущелья Цзиши, в верхнем течении Хуанхэ, следы колоссального оползня, в районе XX века до нашей эры перегородившего ущелье. После этого многие годы основная часть вод верховьев Хуанхэ накапливалась там как в водохранилище, а не шла вниз по реке. Общий объём собранной воды достиг 12—17 кубических километров. Затем её стало слишком много, и около 1920 года до нашей эры селевую естественную плотину размыло и прорвало. Более десятка миллиардов тонн воды образовали на выходе из ущелья Цзиши волну высотой в 20 метров. Наводнение захлестнуло окрестности Хуанхэ на 2000 километров вниз по течению.
Согласно "Шу Цзин", Юй при императоре Яо вёл борьбу с наводнением 22 года. Столь затяжная борьба могла быть спровоцирована не только прорывом селевой дамбы в ущелье Цзиши, но и тем, что многие годы перед её прорывом оползень блокировал проход воды через Цзиши вниз по течению. Население будущей империи Ся привыкло к уменьшенному течению Хуанхэ и перенесло поля и поселения ближе к воде. Возобновление нормального водного режима после прорыва Цзиши (начала Великого потопа) воспринималось людьми как один непрерывный потоп. Чтобы справиться с его последствиями, нужны были масштабные земляные работы с созданием разветвлённой сети дамб и плотин. Такие мероприятия требовали централизации власти и ставили само существование древних китайцев в зависимость от её деятельности. Без сомнения, это должно была резко ускорить становление единого государства с развитой вертикалью власти.
Учёные отмечают, что если борьба Юя с потопом заняла 22 года, а дата начала потопа — 1920 год до нашей эры, то установление династии Ся случилось около 1900 года до нашей эры. Это на триста лет позже, чем по традиционной китайской историографии. Расхождение может объясняться систематическими ошибками в определении дат правления — ведь ещё сотни лет после основания Ся в Китае не велись исторические записи, ставшие обычными лишь в более позднюю эпоху.