Американская ветроэнергетика обогнала по темпам роста тепловую энергетику
Фото: © Wikimedia Commons
Почти половина всех новых электростанций, введённых в строй в 2015 году в США, была ветровой, а показатели их эффективности достигли исторического максимума.
Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли (США) опубликовала отчёт по развитию ветряной энергетики в этой стране в 2015 году. По его данным, темпы ввода ветряков в эксплуатацию за этот период были выше, чем у всех остальных видов электростанций, а оптовая стоимость электричества от них упала до рекордно низких двух центов за киловатт-час. С материалами отчёта можно ознакомиться на сайте лаборатории.
Всего за прошлый год в США были введены в строй ветряки общей мощностью в 8,6 гигаватт, из-за чего накопленная суммарная мощность ветроэнергетики в этой стране достигла 74 гигаватт. Для сравнения, крупнейшая электростанция России имеет мощность в 6,4 гигаватта, при этом она строилась на протяжении пятнадцати лет, а не одного года. Если в 2014 году 24 процента всех введённых в Штатах генерирующих мощностей приходилось на ветряные электростанции (ВЭС), то в 2015 году этот показатель достиг 41 процента, серьёзно обогнав все остальные виды электростанций. В то же время результаты США на фоне успехов ветряков в остальных странах мира смотрятся куда менее впечатляюще. Например, Китай по вводу новых мощностей оставил Америку далеко позади.
Всего в 2015 году на планете было введено в строй 63 гигаватта ветровых мощностей, а общая накопленная мощность этого вида энергетики достигла 434 гигаватт (общая цифра для всех электростанций России — менее 250 гигаватт). Если в Штатах лишь 5,6 процентов всего электричества вырабатывается на ветряных станциях, то в Дании этот показатель выше 40 процентов, а в Испании, Ирландии и Португалии — 20—30 процентов.
В отчёте отмечается, что главной причиной роста строительства ветряков и падения цен на электроэнергию, получаемую от ветра, является постоянное совершенствование ветровых турбин и снижение цен на киловатт их мощности. Средняя мощность одного ветряка достигла 2 мегаватт, почти утроившись за последние 17 лет. Если раньше ветряки часто располагали в том штате, который давал больше льгот и субсидий компании-установщику, то теперь их стараются устанавливать там, где выше скорость ветра. Кроме того, растёт величина лопастей турбин ветряков, что позволяет им получать энергию с больших площадей.
За счёт строительства ВЭС в более ветреных местах и роста размеров лопастей ветровых турбин средний коэффициент использования установленной мощности новых ветряков в 2015 году достиг 41,2 процента. Этот показатель демонстрирует, сколько энергии выработала электростанция за год относительно своих предельных технических возможностей. Ранее для ветряков он был равен 30 процентам, но новые цифры за прошлый год показывают, что он быстро растёт и существенно обгоняет средние показатели теплоэлектростанций (ТЭС).
Наряду с позитивными тенденциями, в развитии ветроэнергетики США есть и негативные моменты. Как отмечается в отчёте, ввод киловатта мощности ветряка в 2015 году стоил в среднем 1690 долларов. Это выше, чем в КНР, и выше, чем для газовых ТЭС в США (1200—1400 долларов за киловатт). Хотя электричество ветряков в долговременной перспективе дешевле газового (нет нужды покупать топливо), более высокие начальные затраты означают, что инвесторам в этой области требуется больше заёмного капитала, чем тем, кто вкладывает в менее экономичные и грязные ТЭС. Сейчас эта разница компенсируется налоговыми послаблениями, которые предоставляются ветроэнергетикам на первые годы работы с обязательством выплатить недополученные налоги в следующие годы. В случае ликвидации такого механизма ветряная энергетика существенно снизит темпы своего роста в США, полагают составители доклада.
Общая мощность всех ветровых электростанций, построенных в России, составляет примерно 13 мегаватт, что в 5000 раз ниже, чем в США. По минимальным оценкам, экономически целесообразный ветроэнергетический потенциал нашей страны составляет 6,5 триллионов киловатт-часов в год. Это во много раз выше нынешнего объёма электропотребления. Главное препятствие на пути роста ветроэнергетики в нашей стране — традиционно дорогие кредиты и отсутствие налоговых послаблений. Наконец, отечественные производители пока не могут обеспечить страну турбинами нужной мощности. Импортировать компоненты ветряков после девальвации слишком дорого и не вполне надёжно в силу нерыночного регулирования экспорта в западных странах.