Россия получает больше космической радиации, чем Украина

Фото: © Flickr/NASA Goddard Space Flight Center

Однако в целом годовая доза радиации, получаемая человеком от космических лучей, на 16 процентов ниже, чем считалось ранее.

Тацухико Сато (Tatsuhiko Sato) из Японского агентства развития ядерной энергетики провёл переоценку радиационной угрозы, которую космические лучи в земных условиях несут человеческому организму. По его данным, средняя годовая доза ионизирующего излучения от них равна всего 0,32 миллизиверта, хотя и может резко колебаться от страны к стране. Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Традиционные оценки космической радиации в современном мире равны 0,38 миллизиверта в год. Однако эти цифры, полученные ещё в 2000 году, страдают рядом неточностей. В них не учтены резкие колебания в уровне космических лучей в зависимости от географической зоны. Дело в том, что в большинстве районов планеты половина ионизирующего излучения, падающего на Землю, поглощает атмосфера, а ещё примерно половину не пропускает магнитосфера. Но в приполярных районах магнитосфера куда слабее, а в ряде случаев она даже повышает радиационную опасность. В высокогорных районах атмосферный столб над жителями намного тоньше, поэтому получаемая ими доза космических лучей куда больше. Жители приполярных регионов защищены более тонким слоем атмосферы (именно он поглощает основную массу космических лучей), потому что толщина тропосферы над ними доходит лишь до 7 километров, а над экватором — до 17 километров.

Учтя все эти и многие другие факторы, Тацухико Сато получил сильно отличающиеся от более ранних оценок цифры по уровню воздействия космических лучей на человека. В среднем по планете оно равно всего 0,32 миллизиверта в год. Это на 16 процентов ниже, чем считалось ранее. Кроме того, в пределах планеты реальный уровень воздействия космических лучей колебался от 0,23 миллизиверта (экваториальные низменности) до 6,08 миллизиверта (Непал), то есть примерно в 26 раз.

Для России колебания также довольно велики — от 0,27 до 2,38 миллизиверта. Хотя в работе не конкретизируются данные по отдельным регионам нашей страны, очевидно, что самые высокие цифры наблюдаются в её северных горных районах и Заполярье в целом, а самые низкие — в равнинных южных районах. На Украине космические лучи грозят среднему жителю дозой в диапазоне 0,29—0,64 миллизиверта.

На данный момент в науке нет чёткого устоявшегося мнения о том, влияет ли уровень космической радиации в различных районах планеты на вероятность тех или иных заболеваний, включая раковые. На севере Ирана находится город Рамсар, в отдельных районах которого естественный радиационный фон доходит до 130—200 миллизиверта в год (за счёт радиоактивных вод в местных источниках и горных породах). Это в десятки раз выше, чем угроза космической радиации в непальском высокогорье. Многолетние наблюдения за здоровьем местных жителей не выявили повышенной смертности от рака. Более того, в наиболее облучаемой части популяции (1800 человек) частота смертей от рака вообще ниже, чем в среднем на планете или других районах Ирана.

Гипотеза радиационного гормезиса (благотворно стимулирующих организм умеренных доз вредных воздействий) объясняет такое странное влияние радиации тем, что при систематическом действии облучения организм человека может выработать механизмы, повышающие устойчивость к нему. На данный момент данная теория не подтверждена и не опровергнута.