Ссылка на гроб: самые высокотехнологичные способы уйти в мир иной

Ссылка на гроб: самые высокотехнологичные способы уйти в мир иной

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Manuel W.// © Wikimedia Commons

25495
Хочется быть оптимистами и верить, что мы будем жить вечно. Реалисты тем временем уже продумали схемы действий на случай, если это не так, — с умными гробами, виртуальными памятниками, твитами с того света, переселением душ в искусственные тела или превращением самих тел в бриллианты, цветные карандаши, пластинки или банальное дерево.

Краше гроб… 

 …и умнее. Год назад британская компания Perfect Choice Funerals, специализирующаяся на разного рода "зелёных" похоронах, представила концепт умного гроба — Coffin of the Future. Встроенные колонки, проигрывающие музыку по случаю (надо не забыть подготовить плей-лист при жизни), подсветка, дисплей с вашей личной страницей в соцсети, а одновременно в любом конце света — безутешные родственники и друзья, которые не смогли присутствовать на церемонии лично, но могут попрощаться с вами виртуально. Кстати, какими вы видите, например, соответствующие иконки "мне прискорбно" или "я в печали"?

Протестировать идею вживую, если так можно выразиться, пока никому не повезло: видимо, для начала выпуска первых технологичных гробов необходимо не только набрать предзаказы, но и уладить вопросы с природозащитниками, которые вряд ли одобрят погребение электроники. Они даже обычные похороны не слишком одобряют. Например, организация Greensprings Natural Cemetery Preserve (США) подсчитала, что только американцы каждый год закапывают на своих кладбищах 1,6 миллиона тонн железобетона, 104 тысячи тонн стали, 2,7 тысячи тонн меди и бронзы — и это ещё не считая драгоценной древесины. Такая информация наверняка встанет и на пути развития идеи смарт-надгробий.

Прохожий, остановись! 

QR-коды на кладбищах разных стран появляются всё чаще и почти никого не удивляют — разработчики соответствующих ресурсов считают, что не идут на поводу всеобщей сетевой зависимости, а помогают сохранять информацию о "генеалогических лесах" и как-то ориентировать в них молодое поколение, которое мало знает о своих предках.

Но ещё дальше пошла группа китайских дизайнеров, которая придумала систему E-Tomb. Представьте себе могильный памятник на солнечных батареях, со встроенным Bluetooth-интерфейсом и жёстким диском, который хранит весь массив данных о покойном. Фото, видео, блоги, жизненные достижения, отзывы, критика, причины смерти… Гуляя по кладбищу, вы не просто рассматриваете фото и прикидываете, кто сколько успел пожить, но и можете посетить наиболее интересные "профили".

Технологичный погост 

А самое футуристическое на сегодня кладбище находится в центре Токио. Дизайн и устройство Ruriden отражают две характерные японские черты — традиционализм и любовь к хай-теку. Это колумбарий с 2046 светящимися ячейками, в которых находятся статуэтки Будды и прах усопших. Для входа посетителей, поиска ячейки и доступа к ней используется персональная карта. Обитатели Ruriden будут пребывать там 30 лет и три года, после чего их захоронят (очевидно, на территории буддийского храма Кукокуджи (Koukokuji), который и заправляет кладбищем). Если к тому моменту вообще вся похоронная сфера не перейдёт в виртуальное пространство.

Например, в Китае на государственном уровне уже создали "онлайн-версию" Цинмина — традиционного праздника поминовения усопших. Правительство вложилось в создание виртуальных кладбищ, благодаря чему люди теперь могут удалённо посещать могилы родных, жечь виртуальные благовония и жертвенные купюры. Идею подал Гонконг, чьё цифровое кладбище, появившееся в 2010 году, называют первым в мире. Вполне закономерно, что оно появилось в одном из самых густонаселённых мест планеты, где не хватает места даже для живых, а дни поминовения могут превратиться в экологическое бедствие. 

В Европе электронный некрополь в 2011 году организовал немецкий бизнесмен Маттиас Краге на пару с Гельмутом Марквортом (издателем еженедельника Focus). У него уже принципиально иная цель — цифровое бессмертие — и другой функционал: аккаунт создаётся при жизни и заполняется информацией, которую пользователь хочет оставить потомкам, а когда он умирает (и не реагирует на проверочное СМС), ответственность за поддержание интернет-страницы переходит к ресурсу. "Вечный" пакет обслуживания стоит 499 евро, за эти деньги Stay Alive готов хранить 10 гигабайт вашей информации. Ресурс Memorial Matters за 96 долларов в год даёт возможность вашим близким воздвигнуть вам нерукотворный мемориал, украшать и навещать его, примерно то же можно сделать и в "Фейсбуке", чтобы ваш профиль не мелькал в списках вероятных знакомых, но продолжал жить как памятник. 

Но бессмертие без активности — это разве жизнь! И одно дело, если вы хотите продолжать постить твиты с того света, что предлагает, например, англоязычное приложение LivesOn (для этого оно анализирует ваш стиль и любимые темы), красиво попрощаться с близкими (услугу в 2013-м запустило PR-агентство Irony Production) или просто передать кому-то пароли (в чём помогают, скажем, Legacy Locker или Inactive Account Manager — "Гугл на всякий случай"). А совсем другое — если ваши цифровые активы приносят доход, и нужно будет приводить в порядок документы и с пользой распоряжаться наследием — аналоги соответствующего сервиса Everplans наверняка ещё будут активно совершенствоваться.

Но всё это — способы распорядиться только нематериальной частью вашего "я". А куда деть тело?

С 2011 года в нашей стране развивается трансгуманистический проект "Россия-2045", участники которого (на момент написания этих строк их было 42 373 человека, в том числе немало известных учёных) планируют к 2045 году переселиться в искусственные тела, чтобы продолжать хотя бы мыслить и, следовательно, существовать. Получится у них или нет, рассуждать преждевременно. Если вы всё равно не планируете вечно занимать место под солнцем, но при этом не хотели бы бездарно занимать кусочек из тех 300 гектаров, которые в России ежегодно отводятся под погребения, вы можете реинкарнировать в полезный для общества объект или исчезнуть почти без следа и угрозы для окружающей среды.

Польза тела 

Считается, что Эйнштейн (так написано в его биографии) "настаивал на том, чтобы его мозг использовался для научных исследований". Американка Генриетта Лэкс, заболев раком шейки матки, вряд ли думала о науке, но после её смерти в 1951 году её клетки (у них даже есть имя — HeLa) стали бесценным материалом для исследования опухолей, вирусов, клонирования и влияния радиации. А Оззи Осборн стал медицинским чудом (по его признанию) ещё при жизни, всего лишь имея вредные привычки. В 2010 году он заявил прессе, что должен завещать лондонскому Музею естествознания своё тело, которое на удивление неплохо сохранилось за 40 лет наркотической и алкогольной зависимости.

Даже при отсутствии таких достижений любой человек может пожертвовать себя науке. В России подобное мало практикуется, несмотря на то что будущим хирургам всегда очень нужны кадавры ("тренажёры для операций"), а учёным в НИИ — материал для исследований. Но вот в США, например, такие вопросы решает компания Biogift. А для тех, кто хочет покрасоваться, существует проект Body Worlds — выставка человеческих тел, организованная немецким анатомом Гунтером фон Хагенсом. Это изобретатель пластинации — технологии бальзамирования и консервации тел с помощью замены в тканях воды и липидов на синтетические полимеры и смолы. К уникальной и, безусловно, талантливой инициативе фон Хагенса во всём мире очень противоречивое отношение, но на официальном сайте Института пластинации в данный момент зарегистрированы многие тысячи потенциальных экспонатов.

Бриллиантовый мой

1/3 костей, 2/3 мышц, 21 процент всего тела — таково содержание углерода в нашем организме. Возможно, именно эти цифры впечатлили американского лётчика Расти Ванден-Бизена, который в 1999 году решил превращать людей (то есть их останки) в алмазы. Его брат, геолог, подтвердил принципиальную реализуемость идеи, и всего через пару лет Ванден-Бизены, объединившись с друзьями — братьями Херро, открыли фирму LifeGem по производству алмазов из кремационного пепла. Сначала из него выделяется углерод, затем он в течение двух недель трансформируется в графит при температуре 3000 градусов Цельсия, а тот ещё на пару недель отправляется под пресс, из-под которого уже выходит в виде алмаза. Для одного камушка достаточно 250 миллиграммов пепла (и 3000 американских долларов — это не считая кремации и доставки ценного материала в Чикаго).

А можно обойтись и всего лишь прядью волос (живые тоже подойдут). Самый знаменитый пример подал Людвиг ван Бетховен, точнее архив Университета штата Коннектикут, где хранится его локон. Из него специалисты выбрали десять волосков, из них извлекли 130 миллиграммов углерода — и этого хватило для производства трёх алмазов: один вернулся в университет, второй остался в LifeGem, а третий продали на eBay за 202 700 долларов (деньги ушли на благотворительность). В Великобритании с 2005 года работает аналогичная компания — Heart In Diamond. Её представительства расположены по всему миру — от Гонконга до Пуэрто-Рико, а основные производственные мощности находятся в России. Причём заказать бриллиант в кольцо из праха любимого мужа можно даже красного, синего или оранжевого цвета.

Вознесение на небеса

"Все атомы нашего организма улетят в космос в процессе распада Солнечной системы, чтобы обрести вечную жизнь в виде массы или энергии. Вот чему нужно учить детей, а не рассказывать им сказки об ангелах и воссоединении с бабушкой на небесах", — справедливо считает американский планетолог Каролин Порко. Но распада Солнечной системы ждать необязательно. В Техасе с 1994 года работает компания Celestis, которая осуществляет космические захоронения — запускает человеческий пепел в космос. В её прайсе четыре услуги: запуск праха на орбиту в специальной капсуле, которая полетает и вернётся на Землю, вывод на орбиту вместе с коммерческим спутником, транспортировка на Луну либо полное воссоединение с открытым космосом. Клиенты Celestis — учёные, космонавты, бизнесмены и другие знаменитости — готовы платить за посмертный улёт от 5 до 12 тысяч долларов. В 2013 году стараниями бывшего инженера NASA Томаса Сивейта у компании появился конкурент — Elysium Space, который хоронит подешевле: за доставку на орбиту берёт всего 2000 долларов.

Не осталось ли что-нибудь после меня 

Далеко не все хотят оставлять после себя что-то, кроме памяти. В особо природоориентированных случаях не годится даже кремация: на неё затрачивается слишком много энергии. Вы, например, слышали о городе Бурос, который подтверждает на своём примере, что действующий крематорий способен обогреть 60 000 домов? Если вы хотите минимизировать своё посмертное влияние на биосферу, вам подойдёт ресомация или промессия. Первый вариант предложил в 2007 году английский биохимик и основатель компании Resomation LTD Стэнли Салливан. По-простому ресомация — это растворение трупа: в герметичной камере, наполненной раствором гидроксида калия, при температуре 180 градусов Цельсия и давлении в 10 атмосфер все ваши твёрдые ткани деминерализуются, а мягкие полностью растворятся за 2—3 часа. Останется сполоснуть ресоматор и высушить то, что не растворилось. Белый порошок выдаётся родственникам. Преимущества перед кремацией — уменьшение (на 35 процентов) выбросов в атмосферу и экономия (в 10 раз) энергии. Но ещё экономичнее будет промессия — метод шведского биолога Сьюзанн Виг Масак, который в качестве альтернативы кремации предлагает замораживание в жидком азоте. При температуре 196 градусов Цельсия тело становится таким хрупким, что медленная вибрация превращает его в порошок. Потом его нужно высушить в вакуумной камере и упокоить в контейнере из-под картофельного крахмала. Кладбища будущего, по мнению Виг Масак, должны выглядеть как цветущий сад, но такое "удобрение" наверняка годится и для сельского хозяйства. Кстати, в Китае на кладбищах и в специальных мемориальных парках уже несколько лет проводятся массовые церемонии захоронения в биодеградируемых урнах из песка и глины, которые быстро разлагаются.

Может, просто снегом стать?

Но лучше — грибом, рифом или деревом. Последний вариант — самый модный сегодня: аналоги проекта Bios от испанского дизайнера-энтузиаста Мартина Азуа есть уже во многих странах. Суть в том, чтобы поместить прах человека в быстроразлагаемую биоурну из целлюлозы и торфа, в которой уже есть слой земли с семенами дерева. Когда они прорастут, вашим близким останется только оберегать растение от невзгод вроде засухи или насекомых-вредителей.

Благодаря дизайнерскому воображению (и цинизму, чего уж там) в виде пепла теперь можно оказаться в составе стекла, красок, песочных часов или коробки с карандашами — как предложила дизайнер из Великобритании Надин Джарвис (по её подсчетам, из вас получится целых 240 карандашей). А британский музыкант Джейсон Лич в 2010-м запустил проект по изготовлению виниловых пластинок из праха. 2000 фунтов стерлингов — и пластинка с вашим изображением, вашей любимой музыкой и частицами вашего тела занимает почётное место в домашней фонотеке.

Это всё идеи последних лет, а вот американские студенты и дайверы Дон Браули и Тодд Барбер делали из людей рифы ещё до того, как подобное стало мейнстримом. В 1980-х они озаботились сохранением рифовых экосистем и разработали полые бетонные шары с отверстиями, из которых их компания Reef Ball Development Group стала строить в океане искусственные рифы, устойчивые к штормам. В 1998 году умер отчим Броули, который завещал похоронить его в рифах. Его прах стал одним из рифовых шаров, а друзья поняли, что такие морские похороны могут заинтересовать многих, и открыли специальную фирму Eternal Reefs ("Вечные рифы"). Не совсем, конечно, вечные, но специалисты утверждают, что они простоят не менее 500 лет.

А в этом сентябре в нью-йоркской Неделе моды участвовала коллекция корейской биохудожницы Джэ Рим Ли, автора проекта Infinity Mushrooms. Несколько лет она разрабатывала Infinity Burial Suit ("Погребальный костюм бесконечности"), который после смерти способен заменить гроб и утилизировать тело человека, превратив его в грибницу. Белая вышивка на чёрном костюме содержит споры грибов шиитаке (это популярный ингредиент блюд корейской кухни). Правда, в одиночку они всё-таки не справятся с разложением, поэтому к костюму прилагается ещё набор флакончиков для обработки тела: суспензия спор, разлагающий состав и питательная среда.

"Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах..."

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!