26 октября 2016, 18:23

Большинство звёзд нашей Галактики окружено землеподобными планетами-океанами

Фото: © phys.org

Согласно расчётам астрономов, наиболее многочисленными экзопланетами должны быть "двойники" Земли. Однако, к сожалению, 90 процентов из них скорее всего покрыты сплошными океанами, что делает потенциальную жизнь на них отличной от земной.

Астрономы из Университета Берна (Швейцария) определили, какие планеты чаще всего формируются вокруг красных карликов — самых распространенных звёзд во Вселенной. Согласно их вычислениям, большинство планет в подобных системах по размерам напоминают Землю — они не очень массивны — и богаты водой, возможно, даже слишком. Соответствующая статья направлена на публикацию в Astronomy and Astrophysics, с препринтом работы можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Исследователи построили математическую модель роста десяти протопланет в типичном газопылевом диске у красного карлика. Сделав несколько сотен тысяч симуляций такого рода, они обнаружили необычную закономерность: планеты, получающие от своей звезды столько же излучения, сколько Земля от Солнца, в таких системах почти всегда имели радиус в пределах 0,5—1,5 земных, а наиболее вероятный радиус оказался равен земному. Это означает, что потенциально они могут быть колыбелью для жизни земного типа.

Однако другой аспект вычислений оказался менее обнадёживающим. Согласно ему, 90 процентов подобных тел на 10 процентов состоят из воды. Земля состоит из воды примерно на 0,02 процента, то есть подавляющее большинство землеподобных планет у красных карликов будут иметь очень глубокие глобальные океаны. В силу законов физики их глубина ограничена 200 километрами. Ниже давление превышает 1—2 миллиона атмосфер, и вода спрессовывается в экзотический горячий лёд, температура которого может быть выше сотни градусов.

Планетологи отмечают, что это снижает шанс на образование жизни, похожей на земную. Континентов на таких планетах-океанах не будет, и многие минеральные вещества, отделённые от океана толстым слоем горячего льда, будут недоступны местной жизни. В то же время пока трудно исключить, что сейсмическая активность периодически не сможет прорывать ледовую оболочку и обогащать всепланетный океан нужными минералами и микроэлементами.

Работа может иметь существенное значение. Три четверти звёзд Галактики — красные карлики, то есть их в Млечном Пути примерно 75—150 миллиардов. Если планеты в зоне обитаемости там имеют земные размеры и не лишены воды, потенциально они могут быть интересны астрономам. Длительное наблюдение за ними способно обнаружить косвенные признаки жизни, такие как газовый баланс, типичный для атмосферы Земли.