25 октября 2016, 17:02

В Чёрном море неожиданно обнаружили десятки нетронутых древних кораблей

Фото: © southampton.ac.uk

Археологам уже удалось идентифицировать турецкие и византийские суда, однако учёные надеются обнаружить и прекрасно сохранившиеся, в силу уникальных условий черноморских глубин, корабли древнего мира.

Британские археологи из Черноморского проекта морской археологии (Black Sea Maritime Archaeology Project) с помощью роботизированных подводных аппаратов обнаружили на дне Чёрного моря свыше 40 затонувших кораблей, в том числе времен Византийской и Османской империй. Об открытии сообщает Саутгемптонский университет.

Исследователи изучали дно Чёрного моря на глубине до 1800 метров, используя два роботизированных аппарата с телеуправлением. Для обоих аппаратов это первое погружение на такую глубину. Открытие затонувших кораблей оказалось побочным продуктом другой научной задачи: составления рельефа дна моря у побережья Болгарии. Изучив 1250 километров маршрута с помощью обоих аппаратов, учёные смогли выявить останки более чем 40 кораблей. Лишь часть из них можно опознать по характерным деталям надстроек. Другие ждут более детального исследования.

Уникальной чертой всех находок является высочайшая сохранность. В Чёрном море на глубине более 150 метров нет кислорода и кислорододышащих бактерий, поэтому разложение дерева там практически не идёт. В других частях мирового океана с активным судоходством такой ситуации нет, и древние корабли там быстро разлагаются.

Открытие может принести много новых сведений не только о византийской и турецкой судоходной практике, но и торговых кораблях античности времён Древней Греции и Рима. Их колонии были разбросаны по всему побережью Чёрного моря, отсюда же поступала и основная масса хлеба для крупных городов Эллады. Поэтому морское сообщение вдоль побережья Болгарии было чрезвычайно развитым. Находки судов, затонувших на маршруте, пока очень редки, а имеющиеся корабли времён античности, как правило, очень плохо сохранились, поскольку и эллины, и римляне использовали для постройки лёгкие породы деревьев, плохо выдерживающие длительное воздействие морской воды.