Новая метла: что значит для американской и мировой космонавтики победа Трампа?
Внезапная победа Дональда Трампа на президентских выборах может привести к глобальным изменениям во многих областях, в том числе и космической. Как новый президент США может поменять политику NASA, разобрался журналист Лайфа Михаил Котов.
Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/- Joseph -/traveling.the.world/Matt Johnson
Президент Соединённых Штатов Америки имеет очень большое влияние как на Национальное агентство по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), так и на всю американскую и — опосредованно — мировую космонавтику. Не секрет, что именно за счёт огромного по меркам других стран космического бюджета США держатся многие совместные мировые проекты.
В наследство от Обамы
Годовой бюджет NASA на 2016 год составит около 19 миллиардов долларов, что примерно в десять раз больше средств, ежегодно выделяемых Россией на Федеральную космическую программу, не учитывая грядущих сокращений. Именно из бюджета NASA финансируются и коммерческие, однако не гнушающиеся государственными деньгами разработки, которые считаются важными для будущих космических исследований. На это из бюджета NASA ежегодно уходит до 50 миллионов долларов. Деньги по меркам американцев небольшие, но именно они позволили стартовать проектам Blue Origin и SpaceX.
Бюджет NASA готовит конгресс, а затем его утверждает президент страны. Во многом именно от него зависит, какие программы получат финансирование, а какие будут закрыты. Предыдущая программа исследований космоса NASA во многом была заложена в 2010 году, когда Барак Обама в космическом центре имени Кеннеди изложил своё видение дальнейшего развития американской пилотируемой космонавтики.
Плюсы и минусы тех решений (в основном закрытие программы "Созвездие", на которую уже было потрачено несколько миллиардов долларов) — тема для отдельного разбора, однако понятно и так, к чему это привело. Основные проблемы NASA на сегодняшний день — это невозможность осуществлять пилотируемые запуски на низкую околоземную орбиту и к МКС, а также постоянный перенос сроков проекта "Орион" (первый пилотируемый полёт планировался на 2014 год, сейчас же срок перенесён на 2023-й). Без нового пилотируемого корабля большая часть космических исследований для NASA будет просто закрыта.
Что говорил Трамп?
В октябре 2016 года Дональд Трамп и Хиллари Клинтон отвечали на множество вопросов, среди которых была и космическая тематика. Удивительно, но большой разницы между ответами кандидатов в этой области не наблюдалось. Что говорила Хиллари — сейчас уже лишь факт её биографии, нам же гораздо интереснее, как собирается рулить космосом 45-й президент Соединённых Штатов.
Трамп высказался за уменьшение или прекращение деятельности NASA по изучению Земли из космоса. По его мнению, это очень политизированная область, вплотную связанная с проблемой изменения климата, и заниматься ею должны сторонние коммерческие компании, а не государственная структура. Стоит отметить, что изучение Земли в NASA — это большой сектор, в котором задействованы сотни специалистов.
Трамп высказался скептически по отношению к самой проблеме изменения климата, по его мнению, это дело частных компаний, так как они менее заинтересованы в однобокой и искажённой подаче информации. Впрочем, опора на частный космический сектор проходит красной нитью через всё выступление Трампа.
По словам нового президента и ключевых сотрудников его избирательного штаба, впереди у NASA сложный переходный период, когда есть устремления к повторной высадке на Луне, изучению Марса, но реальные работающие инструменты для этого отсутствуют. В ближайшие четыре года, скорее всего, состоятся только первые пилотируемые полёты Dragon V2 (2017 год) от SpaceX и Starliner (2018 год) от Boeing.
То есть прорывов за время первого срока Трампа точно не будет, им просто неоткуда взяться, вопрос только в том, какие проекты останутся, а какие уйдут в небытие.
Время для прогнозов
В такой ситуации есть очень много шансов на сокращение программ, которые стоят очень дорого, но при этом не гарантируют своей работоспособности в ближайшее время. Именно им, скорее всего, урежут финансирование, возможно, заморозят их или закроют, тем более что их коммерческие аналоги на подходе.
SLS (Space Launch System) — сверхтяжёлая ракета-носитель, которая пришла на смену "Арес-5", выброшенному на свалку истории вместе с программой "Созвездие". Главная проблема в слишком высокой стоимости одного запуска. Свыше полумиллиарда долларов — это слишком круто даже для NASA, время лунных программ и золотого дождя из бюджета уже прошло.
Кроме того, она рассчитана на "Орион", а он до сих пор в разработке, и первый пробный беспилотный запуск состоится не ранее 2017 года. Естественно, его дадут сделать (зря, что ли, старались), но дальнейшее будущее программы под большим вопросом. Правда, это единственная разработка США, способная на сегодня совершить беспосадочный полёт до Луны и обратно.
"Орион" — этот пилотируемый корабль легко может повторить участь SLS. Нет ракеты — зачем тогда корабль, сроки создания которого заставляют вспомнить пословицу о том, что "мельница Господа мелет медленно"? В 2023 году вместо 2014-го состоится первый пилотируемый полёт. Уже сейчас девять лет опоздания, а значит, у бизнесмена Трампа легко может возникнуть желание назвать "Орион" плохим активом и "выставить на мороз".
Также есть шансы, что на дверь покажут и Boeing, которая разрабатывает космический корабль Starliner (CST-100), отставая от SpaceX уже более чем на год. Каких-то нововведений и уникальных решений в этом проекте не так много. Скорее это часть неудавшегося эксперимента NASA, решившего положить яйца в разные корзины, организовав сразу три производителя похожих проектов пилотируемого корабля. И если "Орион" хотя бы рассчитан на полёты к астероидам и Марсу, то Starliner — практически копия Dragon V2.
Коммерческие маршруты
Наоборот, скорее всего, Трамп будет благоволить коммерческим проектам, в которых доля вложенных государственных денег гораздо ниже, а скорость за счёт вложенных частных средств куда выше.
Стоит ожидать ставки на SpaceX Илона Маска, которая, несмотря на сентябрьский взрыв, показывает скорость совершенствования, невиданную для NASA, которое, как любое государственное образование, никуда не спешит, а то ещё, чего доброго, успеет. Космический корабль Dragon V2 и ракета Falcon Heavy могут получить дополнительное финансирование — Трамп неоднократно одобрительно отзывался о деятельности Маска.
Также, вполне возможно, найдут финансы для старта и другие амбициозные коммерческие проекты. Наверняка кто-то захочет перехватить выпавший из рук у NASA флаг исследования Земли и изменения климата.
Производственная пауза
Впрочем, всё сказанное во время политических дебатов и в запале предвыборного ажиотажа стоит делить как минимум надвое. Первые близкие к реальности прогнозы можно будет сделать после назначения Трампом основных людей своей команды, в особенности министра финансов. После этого стоит ждать поездки и в космический центр имени Кеннеди, где и будет, скорее всего, озвучена принципиальная позиция нового президента.
Как уже говорилось, в отпущенный ему первый срок шансов на прорыв нет никаких (просто не готовы корабли и ракеты), а значит, говорить о космосе он будет исключительно "на будущее". Каким его видит Дональд Трамп, пока непонятно, подождём и мы.