Странную воронку на Марсе назвали лучшим местом для поиска жизни

Фото: © Flickr/NASA's Marshall Space Flight Center

Необычное образование не до конца ясной природы может быть богато необходимыми для живых организмов химическими соединениями и жидкой водой.

Учёные из США изучили снимки крупной впадины на равнине Эллада (Марс) и пришли к выводу, что, скорее всего, на её дне сравнительно тепло и в грунте может присутствовать жидкая вода. На это указывает характерная форма углубления, типичная для фрагментов ледника, растопленных нижележащим вулканом. Соответствующая статья опубликована в журнале Icarus.

На поверхности Марса до новой работы уверенно идентифицировали круглые углубления только одного типа — ударные кратеры. Но при внимательном изучении крупной впадины на равнине Эллада выяснилось, что она не имеет отношения к падению астероида. Удар крупного небесного тела легко может растопить водяной лёд, толща которого формирует поверхность равнины. Но он неизбежно ведёт к разбрасыванию во все стороны значительной массы льда в районе падения. К тому же стенки образующегося кратера имеют довольно однородную поверхность.

Однако с этой воронкой всё оказалось иначе. Обломков вокруг неё просто не было. А дно покрыто концентрическими кольцами, указывающими на то, что лёд там таял не в один момент, а постепенно, в несколько этапов. Такое часто происходит на Земле в районе Исландии, если под толщей льда начинает извергаться вулкан. Тепло его лавы растапливает лёд, но лава изливается довольно долго и с продолжительными по времени паузами между выбросами.

Комбинация лавы и жидкой воды является крайне важной для любой потенциальной жизни. На планетах с редкой вулканической активностью, как на Марсе, минералов в верхних слоях грунта мало, да и воды немного. Повышенная концентрация того и другого ведёт к созданию благоприятных условий для бактериальной жизни. Дополнительным плюсом является глубина впадины. Чем она больше, тем температура существенно выше — считается, что уже в 600 метрах от нулевого уровня поверхности на Марсе температура никогда не опускается ниже нуля, из-за чего ряд учёных предполагает существование на этой глубине подповерхностных озёр.

В последнее время интерес исследователей к возможной простейшей жизни на Марсе устойчиво растёт. Как уже сообщал Лайф, предполагается даже, что впервые местные бактерии удалось зарегистрировать ещё "Викингам" в 1970-х, однако нагрев, которому американские аппараты подвергли образцы местного грунта, мог убить марсианские микроорганизмы, что и не позволило надежно зарегистрировать их существование.