Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 ноября 2016, 19:26

Первая потеря. В Средиземном море упал истребитель МиГ-29К: версии и факты

В Средиземном море во время выполнения тренировочного полёта упал МиГ-29К из авиагруппы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", пилот катапультировался и был подобран поисково-спасательной службой. Лайф разобрался в возможных причинах этого авиационного происшествия.

Фото: © Wikipedia.org

Фото: © Wikipedia.org

14 ноября 2016 года информационное агентство Fox News сообщило о падении российского истребителя МиГ-29К из авиагруппы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Следом об этом со ссылкой на свои источники сообщил американский журнал о военной авиации Combat Aircraft. Три истребителя МиГ-29 выполняли тренировочный полёт, во время возвращения назад один из них не долетел до палубы авианесущего крейсера и упал в воду, лётчик катапультировался и был подобран поисково-спасательной службой. Впоследствии эту информацию подтвердило Министерство обороны России специально для Лайфа:

При проведении тренировочных полётов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем Миг-29К. Лётчик катапультировался и силами поисково-спасательной службы был доставлен на борт ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Здоровью пилота ничего не угрожает. Лётчик готов к выполнению задач. Российская корабельная авианосная группа продолжает действовать в Средиземном море по плану дальнего похода. Полёты палубной авиации продолжаются в соответствии с задачами

Так выглядит официальное заявление, и, судя по нему, вся предыдущая информация из американских источников была полной и верной. Это показывает, насколько внимательно за нашим авианесущим крейсером и его самолётами наблюдает НАТО. В сообщении Combat Aircraft давались даже расстояния и такие подробности, как парашют лётчика, который забрала с собой поисково-спасательная служба. 

 

В таких условиях, когда все смотрят на российскую авиагруппу, как никогда хочется, чтобы всё происходило штатно и чётко, но, увы, не получилось. Бывает. Главное, что лётчик жив, а всё остальное теперь лишь повод для серьёзного разбора и верных выводов.

Дело техники

Вначале было неизвестно, какой именно самолёт не долетел до "Адмирала Кузнецова", сообщалось, что МиГ-29, но не было понятно, о каком именно МиГе идёт речь. Всё дело в том, что в состав авиагруппы в Средиземном море входили четыре 29-х МиГа. Два Миг-29К и два МиГ-29КУБР.

О разнице между ними стоит сказать подробнее. МиГ-29К — это палубный многоцелевой истребитель четвёртого поколения. Благодаря большому спросу со стороны Индии этот самолёт удалось модернизировать до уровня 4++. Даже по мнению западных экспертов данный самолёт отвечает всем требованиям, предъявляемым к машинам палубной авиации. В нём стоит современная авионика, наведение ракет "воздух — воздух" возможно по повороту головы пилота, а самое главное: на МиГ была установлена новая бортовая РЛС с активной фазированной решёткой "Жук-МЭ". С её помощью МиГ-29К может обнаружить цель на расстоянии до 200 километров. 

МиГ-29К вооружён пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 килограммов полезной нагрузки — авиационные ракеты "воздух — воздух" и "воздух — поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.

МиГ-29К более подходит по размерам на роль палубного истребителя, нежели Су-33, который значительно больше по размеру. Да, он имеет меньший боевой радиус действия, но возможность дозаправки в воздухе нивелирует этот недостаток. К слову, боевой радиус МиГ-29К без подвесных топливных баков равен 850 километрам, так же как у корабельной версии F-35 Lightning II, и даже больше, чем у F-22 Raptor.

Учиться никогда не поздно

Два других самолёта на "Кузнецове" — это более новые версии МиГ-29КУБР. Литеры "УБ" обозначают учебно-боевой самолёт, который используется для обучения пилотов. Обычно при обучении пилот сидит в передней кабине, а инструктор в задней. Однако первые же полёты показали, что с инструкторского места видимость для того, чтобы посадить самолёт, явно недостаточная.

Поэтому в МиГ-29КУБР пришлось менять их расположение, заднюю кабину сильно поднимать, а впоследствии компенсировать изменение обводов носовой части корпуса. В остальном задачи, которые может решать МиГ-29КУБР, тождественны МиГ-29К. Учебно-боевые самолёты были взяты в сирийскую операцию для того, чтобы, пользуясь случаем, заняться дополнительными тренировками.

Судя по всем данным, потерпел крушение именно стандартный одноместный МиГ-29К, хоть  Combat Aircraft и утверждал обратное. Пилот в самолёте был один, и в официальном заявлении указан именно МиГ-29К.

Ложка индийского дёгтя

Основными операторами самолётов МиГ-29К являются Россия и Индия, причём в Индии их вдвое больше, чем в России. 39 палубных истребителей было поставлено по выигранному контракту на обеспечение авианосца "Викрамадитья". 

В августе 2016 года появилась информация о многочисленных трудностях, с которыми столкнулись индийцы во время эксплуатации. Основные проблемы самолётов МиГ-29К и МиГ-29КУБ, закупленных для создаваемого Индией авианосного флота, связаны с планером самолётов, двигателем РД-33МК и электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Индийцы даже написали, что палубные истребители "пронизаны проблемами".

По оценке специалистов, исправность индийских МиГ-29 составляет 15,93%, исправность МиГ-29КУБ — в пределах от 21,30 до 47,14%. Эти самолёты эксплуатируются с сентября 2014-го. Однако тут сразу стоит оговориться: о качестве индийского сервиса и ремонта давно ходят не самые лучшие отзывы. Большинство авиационных происшествий с индийским авиапарком происходит по причине ненадлежащего ухода за техникой.

Однако отчёт индийских специалистов стоит воспринять как опасный звоночек, ведь очень велика вероятность, что и российская авиагруппа может столкнуться с теми же самыми проблемами с техникой.

Причины и последствия

Министерство обороны уже назвало первоначальную причину этого происшествия — отказ техники. И это не впервые! Согласно данным из открытых источников, с МиГ-29К уже произошли две аварии, унёсшие жизни трёх человек. 

23 июня 2011 года в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской области произошла катастрофа при проведении испытательного полёта палубного истребителя МиГ-29КУБ. Погиб экипаж — полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населённого пункта. Причина катастрофы — отказ техники, скорее всего, оказался неисправным механизм складывания крыла, из-за чего оно сложилось самопроизвольно.

4 декабря 2014 года в районе деревни Чемодурово Воскресенского района Московской области упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ, выполнявший тренировочный полёт. Лётчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжёлом состоянии, впоследствии Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина — вновь отказ техники.

Следует учесть, что военная палубная авиация — одна из наиболее сложных и опасных военных специальностей. И думать, что можно обойтись без проблем, было бы наивно. Стоит понимать, что каждый полёт и посадка — это очень сложный технический процесс, в котором неизбежны ошибки и потери самолётов. Самое главное в этой ситуации, что пилот жив и здоров. А техника — дело наживное, и "Адмирал Кузнецов" успешно продолжит свою сирийскую операцию.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров