Уведомления отключены

17 ноября 2016, 15:45

Самое эффективное средство против ВИЧ нашли в крови инфицированного

Фото: © CDC/ C. Goldsmith

Новое антитело эффективно борется с подавляющим большинством типов ВИЧ, и учёные считают его перспективной основой для будущих вакцин.

Международная группа учёных извлекла из крови больного ВИЧ антитело, успешно нейтрализующее 98 процентов разновидностей этого вируса. Предположительно, устойчивость к нему может не возникнуть у ВИЧ и в будущем. Соответствующая статья опубликована в Immunity.

Исследователи проводили мониторинг сыворотки крови ряда ВИЧ-пациентов и неожиданно обнаружили в ней антитело N6 с необычными свойствами. Непосредственной мишенью N6 оказался участок оболочечного гликопротеина вируса, который связывается с белком CD4 на поверхности лимфоцитов.

В ходе экспериментов на 191 образцах-мишенях, соответствующих вирусу, антитело смогло нейтрализовать 187 из них. При этом нужная для успешной атаки концентрация антитела была довольно невелика. Что особенно интересно, 20 из этих мишеней принадлежали разновидностям ВИЧ, которые считались в принципе устойчивыми к антителам того же класса, что и N6. И всего четверо из этих 20 оказались резистентны к новому антителу.

Важность этого результата в первую очередь в том, что обычно антитела человека служат слабым оружием против ВИЧ. Вирус крайне быстро мутирует, и если значительная часть его копий после атаки антител выжила, то воспроизведутся именно эти, самые устойчивые образцы, вируса. До сих пор самым действенным из известных антител человека считалось VRC01, которое справлялось с 90 процентами вирусов-мишеней. Оно сейчас проходит серию клинических испытаний.

Первые данные по N6 показывают, что оно намного сильнее и универсальнее VRC01. На сегодня это вообще рекордное по эффективности антитело, пригодное к борьбе с данным вирусом. Учёные предлагают использовать его для создания экспериментальных вакцин.