"Выстрелил и забыл": новые российские противотанковые ракеты
Как сообщил сегодня журналистам начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ Михаил Матвеевский, для российской армии планируется разработать самоходный противотанковый ракетный комплекс нового поколения для Сухопутных войск РФ. Лайф разобрался, что же это может быть?
Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов
Сегодня главной военной новостью стала информация о разработке нового самоходного противотанкового комплекса, создаваемого по технологии "выстрелил-забыл-поразил". Ссылаются все пока только на слова начальника Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенанта Михаила Матвеевского.
Новость, конечно, приятная, но несколько странная. Во-первых, можно поздравить с созданием нового термина, до сих пор подобная философия создания ракетных противотанковых систем называлась "выстрелил и забыл", как калька с английского fire-and-forget. Google не находит подобного обозначения до сегодняшнего дня. Но как знать, может и приживётся.
Кроме того, создание противотанкового комплекса, реализующего подобную функцию, станет третьим поколением для российских разработок. Пока философия создания российских ПТРК была несколько другой и базировалась на сочетании командного наведения и последующего полуактивного или активного наведения: парадигма "выстрелил и веди".
Дело в том, что изначально все ракетные противотанковые комплексы с возможностью наведения были командными. Команды от оператора к ракете сначала передавались при помощи проводов. К примеру, американская TOW-2 вплоть до последней модификации функционирует именно так. На вылетевшей из ствола комплекса ракете установлена безынерционная катушка с проводом. Летя к цели, ракета разматывает за собой несколько сотен метров металлической проволоки, по которой и осуществляется передача команд от оператора.
Впоследствии систему усовершенствовали, сейчас есть возможность передачи команд при помощи лазера или радиочастоты. Например, у современного самоходного комплекса "Хризантема-С" используется комбинация этих вариантов:
- автоматическая радиолокационная в миллиметровом диапазоне с наведением ракеты в радиолуче;
- полуавтоматическая с наведением ракеты в луче лазера.
Делается так потому, что на начальном этапе полёта оператору виднее и понятнее, что именно он хочет поразить. Кроме того, допускается параллельное использование обоих вариантов. Первая ракета, ведомая по лазеру, достанется одному танку, а вторая (которую можно выстрелить уже через несколько секунд), пойдёт навстречу второму танку.
Первыми реализовывать схему "выстрелил и забыл" стали в ракетах класса "воздух — воздух" и "земля — воздух". Слишком уж быстро для оператора-человека перемещается цель, да и нет у пилота возможности вести свою ракету до самолёта противника. Тут всё проще, выстрелил — и начинай уклоняться от летящего в тебя подарка.
Впоследствии появились и противотанковые комплексы, реализующие эту философию. Но здесь она оказалось технологически сложней. Инфракрасная тепловая головка самонаведения (ГСН) зенитной ракеты работает на тепло двигателей, да и нет в небе различных препятствий в виде множества техники вокруг и всего того, что может увести ГСН от цели. Кроме того, существенно возрастает цена подобной ракеты. Например, комплексы FGM-148 Javelin стоят значительно дороже, около 100 000 долларов, и это только пусковое устройство, а ракета к нему не менее 50 000, что делает её малорентабельной при уничтожении легкобронированной и устаревшей техники.
Российские же самоходные комплексы второго поколения ("Штурм-С" и "Хризантема-С") используют комбинированное управление. Оператор командным способом отправляет ракету в полёт к сектору поражения, а уже там ГСН ракеты использует полуактивное или активное самонаведение.
Российские комплексы "Штурм-С" и "Хризантема-С" имеют серьёзную, делом заработанную репутацию. Они на практике показывают, что опора на комбинированный способ управления в условиях боя — это грамотное и продуманное решение. Ракеты комплекса "Хризантема" могут запускаться на 6000 метров, пробивая до 1100 миллиметров эквивалента катанной брони за динамической защитой.
Будет ли реализован принцип "выстрелил и забыл" в следующем поколении, пока не известно. С учётом всё более современных способов противодействия противотанковым комплексам, устанавливаемым на современные танки, скорее нет, чем да. Впрочем, поживём — увидим.