12 декабря 2016, 05:30

Биологи: Макаки могли бы говорить, если бы имели более развитый мозг

Фото: © Tecumseh Fitch/University of Vienna

Язык, губы и голосовые связки макак по строению принципиально не отличаются от человеческих, так что эти обезьяны неспособны говорить исключительно из-за недоразвитых речевых отделов мозга.

Европейские и американские исследователи сняли с помощью рентгеновского излучения видео, как работают гортань, голосовые связки, язык и губы макак во время крика, питья и глотания. Оказалось, что их строение и функционирование принципиально не отличается от человеческих. Таким образом, строение голосового аппарата обезьян — это не то, что мешает им научиться говорить. Дело в недостаточном развитии речевых центров головного мозга, утверждают авторы работы, опубликованной в журнале Science Advances.

Развитая речь — одна из отличительных особенностей человека. Даже самые умные шимпанзе не умеют говорить. Некоторых из них экспериментаторы обучили специально адаптированным языкам жестов, но произносить слова вслух ни одна обезьяна не научилась. Биологи долгое время связывали это со строением речевого аппарата шимпанзе, горилл, макак и других приматов, считая его несовершенным. Однако исследователи из Венского университета вместе со своими зарубежными коллегами опровергли это утверждение, сняв на видео в рентгеновском диапазоне то, как макаки кричат, пьют воду и глотают.

На основании видео, снятых с разных точек, биологи построили трёхмерную модель речевого аппарата макаки. Оказалось, что их гортань, голосовые связки, язык и губы по строению и физиологии принципиально не отличаются от человеческих. Вероятно, предыдущие исследовательские коллективы недооценивали возможности речевого аппарата обезьян, так как изучали его строение у погибших животных, а не прижизненно. Таким образом, единственное, что мешает макакам говорить, — маленький объём коры головного мозга и, как следствие, небольшое число клеток, управляющих речью.

Эти результаты означают, что теоретически речь могла появиться у любого из непосредственных предков человека, имей он достаточно развитую кору больших полушарий для этого. Макаки не относятся к человекообразным обезьянам и стоят на более низкой ступени развития, чем те же шимпанзе (хотя они не являются предками человека). А это означает, что голосовой аппарат австралопитеков и представителей рода Homo точно был достаточно развит для устной речи и она появилась сразу же, как только кора больших полушарий "доросла" до управления этим аппаратом.