26 декабря 2016, 11:43

Астробиологи: Космическая радиация действует на мозг как "антимарихуана"

Коллаж: © flickr.com/Tom Simpson

Учёные обнаружили неожиданный эффект космического излучения на мозг — оно действует на те же рецепторы, что и марихуана, но вызывает противоположный эффект. Иными словами, брать в полёт на Марс марихуану нет никакого смысла.

Американские учёные исследовали воздействие космической радиации на гиппокамп мышей. Как выяснилось, оно способно менять активность каннабиноидных рецепторов и вызывать действие, обратное действию самого тетрагидроканнабинола (вещества, ответственного за психофизические эффекты марихуаны). Такие результаты авторы приводят в статье, опубликованной журналом Brain Structure and Function.

Длительные пилотируемые миссии за пределы околоземной орбиты — дело не столь уж и отдалённого будущего. Однако, прежде чем люди отправятся в такой полёт, требуется решить целый ряд технологических и научных проблем. Одной из них остаётся воздействие на организм высокоэнергетических частиц космического излучения. В окрестностях Земли они отклоняются и задерживаются магнитосферой и атмосферой планеты. Но далеко в космосе эти частицы — как правило, разогнанные до больших скоростей протоны или ядра атомов тяжёлых элементов — ничем не сдерживаются и могут причинить опасные и часто плохо понятные повреждения клеткам нашего тела.

Впрочем, многие аспекты воздействия космического излучения на человеческий организм остаются неизученными. Эксперименты показали, что у грызунов бомбардировка мозга ядрами тяжёлых элементов вызывает ухудшение когнитивных навыков — прежде всего обучения и памяти, связанных с работой гиппокампа. Учёные из Калифорнийского университета в Ирвайне изучили этот механизм более детально, обнаружив, что реализуется он так же, как эффекты тетрагидроканнабинола — активного вещества марихуаны — только действует ровно противоположным образом.

Сан-Хунь Ли (Sang-Hun Lee) и его коллеги обратились к активности каннабиноидных рецепторов CB1, широко представленных в центральной нервной системе. Эти рецепторы реагируют на сигнальные молекулы анандамида и 2-арахидоноилглицерина, структуры которых имитирует и тетрагидроканнабинол, воздействующий на те же рецепторы. Активация CB1 в определённых нейронах гиппокампа ведёт к снижению активности гамкергической системы регуляции. Этот механизм, основанный на действии гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), критически важен для поддержания пластичности межнейронных связей и работы памяти.

Эксперименты, которые Сан-Хунь Ли и его соавторы поставили на мышах, показали, что даже низкие дозы протонного облучения, имитирующие пребывание в далёком космосе, могут иметь долгий эффект. В течение месяцев после воздействия у подопытных животных отмечалось повышенное выделение ГАМК.

— Космическая радиация способна разрушить ваши планы "накуриться" в космосе, — заметил по этому поводу один из обозревателей.