Драться как Красный Петух. Всемирная история самых необычных боёв и тотализатора

Драться как Красный Петух. Всемирная история самых необычных боёв и тотализатора

Фото: © wikipedia.org

17908
Сегодня в 3:06 утра по Москве наступит китайский Новый год — праздник, который позволяет нам встречать Новый год трижды. Его символом стал Огненный (красный) петух. У многих суеверных людей Огненный петух вызывает немало опасений и тревожных исторических параллелей, что, впрочем, неудивительно: петухи издревле считаются отчаянными и беспощадными бойцами, а их смертельные схватки — любимейшее народное развлечение в Азии, Южной Америке и ряде стран Европы. Лайф разобрался, откуда появилась эта традиция и почему кровавые петушиные бои так привлекают людей.

Распространённость петушиных боёв объясняется тем, что для таких схваток петухов вовсе не нужно специально дрессировать. Если оказаться рядом с крупным хозяйством, где кур держат вольно, а не в клетках, то весьма скоро можно увидеть, как два молодых петуха затевают драку. Неслучайно во многих языках Евразии слово "петух" приобретает переносные значения "храбрец" или же "драчун, задира". На использовании природной драчливости петухов основано зрелище, которым люди увлекались уже тысячи лет назад.

Ab ovo

Родиной петушиных боёв, как и местом одомашнивания курицы, считается Азия. Разные исследователи называют в качестве места приручения куриц или Индию, или Юго-Восточную Азию. Но можно быть уверенными, что за петушиными боями люди начали наблюдать сразу же, как обзавелись этими птицами. Высказывалась даже гипотеза, что именно петушиные бои, а не яйца или мясо стали причиной появления домашних кур.

Куры были известны в древней харрапской культуре в долине Инда (3300–1300-е годы до нашей эры). В Восточную Европу они попали около 3000 года до нашей эры, а в первом тысячелетии до нашей эры проникли и западнее. Большую роль в распространении кур по Средиземноморью сыграли финикийцы. Древнейшее известное изображение боевого петуха в Средиземноморском регионе встречается на вырезанной из оникса печати, найденной при раскопках в Телль-ан-Насба. Это место археологи отождествляют с упомянутым в Библии городом Мицпа, относившимся к землям колена Вениаминова. Печать датируется 586–400 годами до нашей эры.

Античные петухи

Петух в античности использовался в качестве символа воинской доблести. Плутарх рассказывает, что Артаксеркс распорядился, чтобы воин, убивший в битве при Кунаксе Кира Младшего, отныне носил на копье золотое изображение петуха. Петухов мы видим и на щитах греческих героев. Согласно Гомеру, такой щит во время Троянской войны носил критский царь Идоменей — один из участников осады.

Боевой петух изображался на монетах греческой колонии Гимера на северном побережье Сицилии. Когда житель Гимеры Эрготел в 470 году до нашей эры победил на Олимпийских играх, поэт Пиндар в сложенной в честь него оде назвал Эрготела "боевым петухом", и это стало первым упоминанием о петушиных боях в древнегреческой литературе. В более поздние времена петухи появляются на монетах и в нескольких других полисах.

О появлении петушиных боёв в Афинах рассказал Клавдий Элиан: "После победы афинян над персами было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать в театре петушиные бои. Я поясню происхождение этого постановления. Ведя своих воинов на врага, Фемистокл заметил схватившихся друг с другом петухов; он не остался равнодушен к этому зрелищу, но заставил своё войско остановиться и сказал: "Смотрите, они сражаются не за родину, не за отчих богов, не за гробы своих предков, принимают муку не ради славы, свободы или блага детей, но единственно ради того, чтобы победить и превзойти мужеством противника". Этими словами Фемистокл воодушевил афинян. Было решено сохранить петушиный бой, воспламенивший дух афинских воинов, дабы и впредь он служил подобным целям" ("Пёстрые рассказы", II. 28, перевод С.В. Поляковой).

Под победой над персами тут имеется в виду Саламинское сражение 480 года до нашей эры, театр — тот самый афинский театр Диониса, где ставились знаменитые драмы Эсхила, Софокла и Еврипида. Сообщают, что на петушиных боях в театре молодые афиняне должны были присутствовать в обязательном порядке, чтобы на примере петухов учиться вести бой до последнего. В остальное же время афиняне устраивали схватки птиц на рыночной площади.

Как два петуха

Греки любили порассуждать, что где самое лучшее. Благодаря этому до нас дошли указания, что самый лучший сыр делали в Сицилии, лучшие яблоки привозили с Эвбеи, а лучшие ковры — из Коринфа. Сохранилось и экспертное мнение о бойцовых петухах. Лучшие — из Танагры (Беотия) и с острова Родос, неплохи также петухи из Халкиды и с Мелоса. Возможно, в этих местах уже сложились особые породы. Тот же Элиан рассказывал об афинянине Полиархе, устраивавшем для своих особо любимых бойцовых петухов торжественные похороны с погребальной процессией и ставившем им каменные надгробия с эпитафиями (IV. 4).

Для повышения боевого пыла птиц их рекомендовали кормить чесноком и луком. Помимо петушиных у древних греков были ещё и перепелиные бои. Очень быстро появились люди, которые специально занимались тренировкой бойцовых птиц и организацией их схваток. Подготовленные птицы были весьма дороги, Сократ в диалогах Платона говорит, что иметь хорошего друга ценней, чем "лучшего перепела или самого лучшего на свете петуха". Во время боёв действовал тотализатор, и некоторые особо рьяные любители разорялись, спустив все деньги на ставки.

С породистыми боевыми петухами сравнивает Рим и Карфаген историк Полибий: "Не раз такие птицы, потерявши от изнеможения способность владеть крыльями, находят себе опору в собственной отваге и продолжают наносить друг другу удары, пока наконец мимовольно не кидаются друг на друга, быстро сцепливаются, и тогда один из них падает замертво. Подобно этому римляне и карфагеняне, утомлённые трудами непрерывной борьбы, истощены были вконец, а налоги и расходы, удручавшие их долгое время, подорвали их силы ("Всеобщая история" I, 58, перевод Ф. Г. Мищенко).

Наравне с гладиаторами

Любовь к петушиным боям от греков унаследовали все жители Римской империи, а затем государств, возникших на её развалинах. Петушиными боями любовался живший в Карфагене в IV веке блаженный Августин: "В этих самых петухах стоило посмотреть на вытянутые вперёд головы, на растопыренные на головах и шеях перья, на ожесточённые удары, на предусмотрительные увёртки; да и вообще, как в каждом движении этих лишённых разума тварей не было ничего некрасивого, поскольку всем управлял иной разум, свыше. Стоило затем посмотреть и на закон победителя, на его гордое пение, да и на всех членов куриной семьи, собранных в своего рода кружок, точно для демонстрации; знаком же побеждённого служили выщипанные с шеи перья, в голосе и в движениях сквозило что-то безобразное, но тем самым, уж не знаю как, с законами природы согласное и потому красивое" ("О порядке"). Августина зрелище схватки птиц заставляло задуматься над целым рядом вопросов о природе человеческих желаний, о красоте и мере.

Конкуренты Шекспира

А вот жителям Британии, по-видимому, петушиные бои были известны без посредства римлян. Когда Цезарь в 54 году до нашей эры впервые прибыл на остров, он, описывая нравы бриттов, отметил: "Есть зайцев, кур и гусей считается грехом, однако их держат для забавы" ("Записки о галльской войне", V, 12, перевод М. М. Покровского). Этой "забавой" (animi voluptatisque, букв. "удовольствие и наслаждение") были, видимо, петушиные бои. Британцы ещё долго были преданны этому развлечению. Петушиные бои отвлекали зрителей от спектаклей театра "Глобус", а объявления о них можно встретить в подшивках английских газет на протяжении веков.

Хотя к XVIII веку бои петухов считались преимущественно забавой простонародья, к ним были неравнодушны и некоторые аристократы. На лондонском пабе The Castle в районе Фаррингтон до сих пор можно увидеть вывеску с изображением петушиного боя. Она появилась в память о том, как король Георг IV просадил все наличные деньги на петушиных боях и попросил владельца паба дать ему в долг под залог золотых часов. Король даже согласился в срочном порядке выдать лицензию ростовщика, только бы раздобыть немного денег и продолжить развлечения.

Петушиные бои в Западной Европе были популярны всё Средневековье, перешли в Новое время и только в XIX веке, когда появились первые организации, борющиеся против жестокого обращения с животными, подобные развлечения стали запрещать.

Восточные страсти

Из южноазиатского центра традиция петушиных боёв распространилась и на восток. Они стали популярны в странах Юго-Восточной Азии, Индонезии, на Филиппинах, проникли на юг Китая. Во многих деревнях Таиланда или Вьетнама, Мьянмы или Лаоса существовал специальный ринг, где в определённые дни происходили схватки петухов, сопровождавшиеся азартными ставками зрителей. В Таиланде петушиные бои породили индустрию по производству сопутствующих товаров: сумок для переноски петухов, лекарств для птиц, предметов для ухода за ними. Можно купить даже петушиную беговую дорожку, чтобы боец мог тренировать выносливость.

При первом же знакомстве европейцев с Филиппинами они отметили страсть местных обитателей к петушиным боям. Участник кругосветного плавания Магеллана Антонио Пигафетта в описании нравов жителей острова Пулаоан (современный Палаван) говорит: "У них имеются больших размеров домашние петухи, которых они не употребляют в пищу вследствие того, что они некоторым образом почитают их. Иногда они заставляют их биться друг с другом и при этом ставят определённую сумму на того или иного петуха, и выигрыш получает владелец победившего петуха".

Убивали на Бали

Важную роль петушиных боёв в культуре острова Бали описал знаменитый антрополог Клиффорд Гирц. "Балийские мужчины, — говорит он, — по крайней мере, огромное большинство балийских мужчин, проводят со своими любимцами невероятно много времени: ухаживают за ними, кормят, обсуждают их, устраивают пробные схватки одного петуха против другого или просто наблюдают за ними с некой смесью всепоглощающего восхищения и мечтательного погружения в себя. Если вы увидите группу балийских мужчин, сгрудившихся на корточках под навесом или у края дороги, плечами вперёд и коленками вверх, непременно выяснится, что по крайней мере половина из них держат руками зажатого между бёдер петуха и легонько его опускают на землю и потом поднимают, вниз-вверх, для укрепления ног, ласково ерошат ему перья, толкают его для поднятия духа в сторону соседского петуха, а потом нежно снова его успокаивают, прижимая к бёдрам".

Петушиный бой у балийцев считается ритуалом жертвоприношения, поэтому проводится на каждом храмовом празднике или религиозной церемонии. Самые древние упоминания о петушиных боях на Бали относятся к первой половине X века. Проводят и бои без религиозных целей, ради ставок.

Гирц рассказывает, как тщательно балийцы готовят петухов к боям, выкармливая отборной кукурузой, делая птицам массаж, купая в подогретой воде с особыми травами. Гребешки и бородки петухам обычно подрезают в раннем возрасте, так как во время схватки эти части тела легко ранятся. А вот шпоры петуха специально усиливают, прикрепляя к его ногам накладные шпоры из металла или кости. На Бали такие шпоры называются таджи, делаются они из острой, как бритва, стали и имеют длину до 10 сантиметров. По местным поверьям, точить таджи можно только безлунной ночью и ни в коем случае нельзя допускать, чтобы они попали на глаза женщине.

Всё это ради того, чтобы однажды вывести петухов на ринг — площадку около 4,5 квадратных метра. Продолжительность отдельного раунда (тьенг) определяется тем, сколько будет плавать в сосуде скорлупа кокосового ореха, в которой проделано отверстие (аналогичный способ контроля времени применяется в традиционном тайском боксе). В петушиных боях обычно на раунд уходит 21 секунда. Бой заканчивается гибелью одного из участников, а порой в последние секунды жизни раненый петух успевает нанести смертельный удар своему противнику. В таком случае победителем объявляется именно он (судьбу петуха это уже не изменит, но это важно для ставок). Часто петух-победитель умирает вскоре после боя от тяжёлых ран.

Подпольные турниры

В Индии петушиные бои популярны на юге: в штатах Тамилнад, Карнатака, Андхра-Прадеш. В части регионов петухи дерутся собственными шпорами, в других используют металлические. В некоторых случаях петушиный бой становится частью храмового ритуала. В Ираке, Пакистане и Афганистане петушиные бои официально запрещены как азартная игра, но всё равно очень популярны. Лучшая бойцовая порода в Ираке называется харати и отличается мускулистостью ног и шеи. По данным на 2012 год, за лучших петухов в Ираке могли заплатить сумму, равную восьми тысячам долларов.

Бои легальны и на Филиппинах, где их называют "сабонг". Власти преследуют только устроителей подпольных турниров, в которых действует нелегальный тотализатор. По договорённости между владельцами петухов железная шпора может надеваться только на одну ногу птицы (как правило, на левую, так как большинство боевых петухов, по уверению их владельцев, левши) или же на обе. Лезвие может быть односторонним или обоюдоострым. Раз в два года в филиппинском Кесон-Сити проводится крупнейший турнир, который неофициально называют чемпионатом мира по петушиным боям. Благодаря эмигрантам-филиппинцам петушиные бои проводятся на Марианских островах, а также на острове Гуам, хотя тот принадлежит США, где петушиные бои незаконны.

В Пакистане и Индии используются петухи породы асил, имеющей много разновидностей. Одна из лучших — из провинции Синд (синдхи асил): высокие, мускулистые, худощавые петухи с большим загнутым клювом, маленьким гребнем и без бородки. Своя порода бойцовых кур ("кайчон") используется в Таиланде, предполагается, что она происходит от асила. В XVII–XVIII веках тайские боевые петухи через Нанкин и Тайвань были завезены в Японию, где дали начало местной породе "сямо", название которой представляет собой искажённое слово "Сиам". Порода до сих пор используется в Японии для петушиных боёв, а в Европе и Америке разводится любителями как декоративная.

Стиль "золотого петуха"

Наблюдения за схватками петухов в ряде случаев повлияли на национальные боевые искусства стран Восточной Азии. Один из стилей вьетнамских боевых искусств, известный под названием "ким ке" — "золотой петух", основан на подражании движениям сражающихся петухов. Для него характерны финты и уходы с линии удара, нырки под атакующую конечность противника, цепляющие удары согнутыми пальцами ("когтями петуха") или удары ребром ладони с широкой амплитудой (как петух бьёт крыльями). Бойцы активно действуют ногами, выполняя удары в корпус и в ноги, делая подсечки. Есть в арсенале ким ке удар двумя ногами в прыжке, удары головой и даже использование в схватке зубов.

Свой "петушиный стиль" есть и в китайском ушу. Он был создан в провинции Фуцзянь на юго-востоке страны и входит в число так называемых южных стилей. Создателем стиля петуха считается мастер Се Шен Ю из деревни Пулин. Он тоже сочетает использование прыжков и активную работу пальцами-когтями. Наконец, одно из направлений известной школы внутреннего (даосского) ушу багуачжан, носящее название стиль инь, имеет в своём составе восемь базовых комплексов, отражающих особенности восьми животных. Есть среди них и комплекс петуха.

Полковнику никто не пишет

Из Европы традиция петушиных боёв проникла в Новый Свет, где стала особенно популярной в странах Латинской Америки. Достаточно вспомнить, как главный герой рассказа "Полковнику никто не пишет" трепетно относится к своему бойцовому петуху. В ряде стран существуют особые арены для петушиных боев, окружённые местами для зрителей. В мексиканском городе Агуаскальентес, столице одноимённого штата, бои проводятся в крупнейшем концертном зале. Иногда мероприятия совмещаются, и в промежутках между боями петухов выступают звёзды мексиканской поп-музыки.

Складываются региональные породы бойцовых петухов. Например, одна из них называется "навахеро перуано" (navajero peruano), "перуанский ножевой", из-за мощных шпор. В некоторых странах регламентирован вес петуха, участвующего в схватках. Например, на Кубе он должен быть в пределах 50–69 кастильских унций (2300–3180 граммов). В Чили популярность петушиных боёв привела к появлению поговорки En la cancha es donde se ven los gallos — "Петухов смотрят на арене", которая означает, что человек проверяется в деле.

Кто в Москве не бывал, петухов не видал

В России появление петушиных боёв связывают с именем полководца екатерининских времён Алексея Орлова-Чесменского. Широко известно его увлечение лошадьми, которое привело к появлению орловских рысаков и русской верховой породы. Однако к петухам он тоже оказался неравнодушен и завёз из Англии породистых бойцовых петухов. Поскольку к племенному делу граф относился серьёзно, для петухов, как и для лошадей, велись племенные книги, составлялись родословные и проводился отбор лучших для дальнейшего размножения.

Другим энтузиастом этого занятия стал генерал-майор Алексей Всеволожский, герой наполеоновских войн. Он тоже выписал петухов из Англии и принялся их разводить. По преданию, в послепожарной Москве боевых птиц разводил дьячок с Калитниковского кладбища, поэтому породу московских боевых петухов называли "калитниками". С 1830-х годов в Москве стали устраивать арены для проведения боёв, арендуя вместительные залы. Описание петушиных боёв в московском трактире "Голубятня" можно прочитать в книге Гиляровского "Москва и москвичи". Полиция преследовала организаторов, но не из-за жестокого обращения с животными, а потому что в таких боях всегда был нелегальный тотализатор.

Под запретом

Как мы уже упоминали, с развитием движения в защиту животных петушиные бои стали запрещать за их жестокость. В Англии и Уэльсе они стали вне закона после принятия в 1835 году закона против жестокого обращения с животными. Тогда же была запрещена, например, травля медведей собаками. В Шотландии запрет был осуществлён в 1895 году.

Французское правительство, запретив петушиные бои и корриду, сделало исключение для регионов, где эти занятия являются частью традиционной культуры. Для петушиных боев такими были признаны несколько мест в регионе Нор — Па-де-Кале: города Рембокур, Ла-Блистад и несколько деревень в окрестностях Лилля. В результате сейчас они стали объектом паломничества любителей петушиных боёв из Великобритании и Бельгии, лишившихся собственных объектов развлечения. Поскольку закон запретил британцам даже вывозить птиц за границу для участия в боях, несколько ферм в Нор — Па-де-Кале сейчас работают исключительно на британских заказчиков, выращивая боевых петухов для них. Также петушиные бои разрешены на принадлежащем Франции острове Реюньон.

В Испании бои запрещены во всех частях страны, кроме Андалусии и Канарских островов. Интересно, что жители Канарских островов проголосовали за запрет у себя корриды, сочтя её нетрадиционной для своей земли, а вот петушиные бои предпочли сохранить. Главным центром петушиных боёв в Испании была и остаётся андалусийская провинция Кадис.

В 1934 году петушиные бои были запрещены в Бразилии. На Кубе бои были запрещены в 1968-м, но вновь легализованы в 1980-м. Власти сочли, что то, что невозможно запретить, следует возглавить. Поэтому на Кубе с января по апрель проходит несколько крупных турниров, а также проводятся выставки петухов и организуются поставки породистых птиц в другие страны Карибского бассейна. В 1986 году бои запретила Аргентина, но этот запрет не действует в провинции Сантьяго-дель-Эстеро. В Чили запрещено только применение металлических шпор, а также использование допинга — возбуждающих веществ, которые владельцы нередко вводят в кровь своих петухов.

В 2008 году последним из пятидесяти штатов США, запретивших петушиные бои, стала Луизиана. В 33 штатах и округе Колумбия организация петушиных боёв считается уголовным преступлением, в Колумбии преступником будет считаться даже зритель. Однако в Пуэрто-Рико, на американских Виргинских островах, Северных Марианских островах и уже упоминавшемся острове Гуам бои продолжают оставаться легальными. На Виргинских островах запретили лишь искусственные шпоры.

В целом ряде стран мира даже после принятия подобных законов бои не прекратились, а полиция склонна закрывать глаза на происходящее. Так происходит, например, в Индии, где к тому же не преследуются храмовые бои. В Индонезии с 1981 года запрещены все петушиные бои, кроме храмовых поединков на Бали, но и обычные бои по-прежнему широко популярны на этом острове. На Филиппинах бои запрещены только один день в году — 30 декабря, когда отмечается национальный праздник День Хосе Рисаля. В Таиланде запрещён только тотализатор, поэтому владельцы петухов зарабатывают в основном на продаже птиц, в том числе и за границу. Или же устраивают приём ставок тайно.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×