Способность видеть образы в пятнах Роршаха объяснили математикой
Фото: © EAST NEWS
Учёные обнаружили, что чем проще фрактальное пятно, тем чаще мы видим в нём знакомые фигуры.
Сложные хаотические формы — такие как знаменитые чернильные пятна Роршаха — заставляют нас видеть в них самые разные образы. Однако новое исследование американских учёных показало, что всё дело в их простоте. Об этом они сообщают в статье, опубликованной журналом PLoS ONE.
Человеческий мозг, интерпретируя зрительные сигналы, склонен находить знакомые формы во многих случайных фигурах. В облаке люди могут увидеть слона, а в симметричных чернильных пятнах Роршаха — самые разные образы. Сегодня считается, что изучение бессознательного с использованием этих пятен слишком недостоверно и тесты с пятнами Роршаха вышли из общеупотребительной практики психологов. Однако их использовала команда американских учёных во главе с физиком Ричардом Тэйлором (Richard Taylor) из Орегонского университета. Им удалось найти неожиданную закономерность в том, какие именно фигуры больше всего стимулируют нас "узнавать" в них несуществующие образы.
И облака, и пятна Роршаха, и многие другие сложные структуры могут быть описаны как фракталы. Это самоподобные объекты, отдельные части которых более или менее повторяют форму целого — как ветка дерева похожа на целое дерево. Как и у других геометрических фигур, сложность фракталов характеризуется размерностью (D), варьируясь от 1,0 до 2,0. Обратившись к классическим пяти пятнам, которые Герман Роршах предложил ещё в 1920-х, Тэйлор и его соавторы подсчитали показатель D для каждого из них — он оказался довольно умеренным и составил от 1,1 до 1,3.
Затем учёные собрали исторические данные по интерпретациям образов на тех же пятнах Роршаха — результаты исследования, проведённого Маргаритой Хертц (Marguerite Hertz) в 1930-х на 1050 человеках, а также работы Вирта и Макрейнольдса (Wirt, McReynolds), которые в 1950-х изучили ответы около 150 человек. Для каждого пятна было подсчитано общее количество различных интерпретаций, в некоторых случаях оно доходило до 300 — и оказалось тем больше, чем ниже сложность соответствующего фрактала.
Чтобы проверить эти результаты, Тэйлор и его коллеги провели схожий эксперимент с аналогами пятен Роршаха, сгенерированными компьютером. Они были идеально симметричны, не содержали полутонов, отклонений от вертикальной ориентации и других "артефактов". 24 таких пятна отличались только сложностью, размерность D у них составляла от 1,05 до 1,95. Собрав 23 добровольца, они просили их в течение 10 секунд смотреть на эти картинки, а затем назвать, что они увидели. И вновь больше всего интерпретаций набрали пятна с минимальной сложностью.
На первый взгляд эти результаты противоречат логике: более сложные и трудные для восприятия фигуры скорее должны стимулировать упрощённый поиск образов на них. Однако, как отмечают авторы статьи, большинство природных форм имеет как раз умеренную размерность, примерно в пределах от 1,3 до 1,5. Возможно, именно интерпретация более простых фигур заставляет мозг искать различные подходящие образы. Этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании, а сама проблема возникновения иллюзии несуществующих фигур имеет большое значение для понимания работы нашего зрения и природы искусства.