18 февраля 2017, 16:53

Мышам-мутантам продлили жизнь с помощью созданного в МГУ препарата

Фото: © MediaforMedical/Maggie Bartlett,/EAST NEWS

Вещество SkQ1, разработанное в МГУ имени М. В. Ломоносова, продлило жизнь мышам с мутациями, вызывающими преждевременное старение.

Учёные из МГУ и Стокгольмского университета доказали, что вещество SkQ1, разработанное в России, помогает замедлить старение мышей с мутациями в ДНК митохондрий — компонентов клеток, обеспечивающих их энергией. Научная статья об этом опубликована в журнале Aging.

Исследователи использовали линию мышей, чья митохондриальная ДНК особенно часто мутирует. Поскольку она кодирует белки, обеспечивающие производство энергии и защиту от активных форм кислорода (АФК), такие мыши стареют раньше остальных из-за того, что работа их клеток быстрее нарушается из-за АФК. Если обычные лабораторные мыши живут до двух лет, то мыши-"мутаторы" — не более года. Мутантных мышей разделили на две группы. Одной начиная с сотого дня жизни в воду подмешивали препарат SkQ1 (около 12 микрограммов на мышь в день), а грызунам из другой группы давали обычное питьё.

С возраста 200–250 дней различия между животными двух групп стали очевидными. Мыши из второй — контрольной — группы стремительно старели. Они теряли вес, у них снижалась температура, развивались остеопороз и старческая "горбатость", они лысели, у самок нарушалась регулярность половых циклов, у всех снижались подвижность и потребление кислорода. Все эти типичные признаки старения в группе, получавшей SkQ1, развивались гораздо позже, а некоторые так и не проявились. В ней средняя продолжительность жизни составила 335 дней, а в контрольной — только 290 дней.

SkQ1, по данным его создателей, защищает клетки от активных форм кислорода, образующихся в больших количествах при неправильной работе митохондрий. АФК — побочный продукт реакций получения энергии, имеющих место в митохондриях. В норме эти органоиды сами справляются с активными формами кислорода, но при старении и ряде наследственных заболеваний способность митохондрий нейтрализовать АФК падает. Это приводит к нарушению работы клеток всего организма, а в конечном счёте может служить причиной их гибели.

image

Мышам-мутантам продлили жизнь с помощью препарата SkQ1, созданного в МГУ

МГУ им. М. В. Ломоносова

В рамках того же проекта под руководством академика Владимира Петровича Скулачёва разрабатывается серия лекарственных препаратов с SkQ1 в качестве действующего вещества. Первый такой препарат (глазные капли) уже зарегистрирован в России, налажено его производство. Другое перспективное лекарство, раствор SkQ1 для приёма внутрь, сейчас проходит клинические исследования. В случае их успеха он может появиться в аптеках уже через 2–3 года.