Марс начал образовывать кольца

Фото: © EAST NEWS

Кольца вокруг планеты формируют микроскопические обломки спутников Марса — Деймоса и Фобоса.

Индийские учёные проанализировали данные последних наблюдений американского космического аппарата MAVEN, вращающегося вокруг Марса и изучающего его атмосферу. Согласно их выводу, вокруг этой планеты начали образовываться торообразные области, насыщенные мелкими частицами. Часть из них формируется при разрушении лун Фобоса и Деймоса. Ранее считалось, что материал разрушающихся спутников примет участие в формировании марсианских колец лишь через десятки миллионов лет. Соответствующая статья опубликована в журнале Icarus.

Исследователи констатируют, что в последнее время MAVEN наблюдает на высотах в 150–1000 километров над Марсом пылевые частицы, образующие сверхразрежённый тор вдоль экваториальной части планеты. Причины образования такого тора были неясны. Изучив данные ряда приборов MAVEN, в том числе анализатора ионов солнечного ветра, авторы работы создали модель поведения такой пыли на орбите. Получить картину, близкую к реальной, удалось, когда примерно 99 процентов частиц пыли на орбите составляли частицы из межпланетного пространства (солнечный ветер) и примерно 0,6 процента — выбитые из поверхности Фобоса и Деймоса ударами метеоритов и микрометеоритов.

Через 20 млн лет Марс притянет к себе свой спутник Фобос и разорвёт его, и тогда вокруг планеты появятся хорошо заметные кольца

Ранее считалось, что Фобос и Деймос пока не поставляют мелкие частицы на такие низкие орбиты. По расчётам, через 20–70 миллионов лет Фобос, находящийся слишком близко к Марсу, будет разорван приливными силами, порождаемыми гравитацией планеты. Тогда из материала рыхлого спутника вокруг Марса образуются заметные издалека кольца, с которыми он станет более ярким объектом, с точки зрения земного наблюдателя. Однако новая работа показывает, что в определённом смысле крайне разрежённые кольца у Марса есть и сейчас и оба спутника планеты уже вносят в них свой вклад.