Гигантскую чёрную дыру выгнали из собственной галактики

Фото: © Wikipedia.org

При слиянии двух галактик их сверхмассивные чёрные дыры также слились, а возникшие при этом гравитационные волны выталкивают получившуюся огромную чёрную дыру в межгалактическую пустыню.

Международная группа астрономов, работающих с космическим телескопом "Хаббл", обнаружила сверхмассивную чёрную дыру, выбрасываемую из своей галактики на довольно большой скорости. По всей видимости, происходит это из-за воздействия гравитационных волн, порождённых слиянием, образовавшим эту чёрную дыру в центре той же галактики. Соответствующая статья направлена на публикацию в Astronomy & Astrophysics, кратко о ней пишет сайт Space Telescope Science Institute.

Слияние пары чёрных дыр выбросило получившуюся новую дыру из галактики, где она возникла. Теперь она обречена на путешествие по межгалактической пустыне

Авторы работы обнаружили, что в квазаре (галактике с активной сверхмассивной чёрной дырой) 3C 186 в восьми миллиардах световых лет от нас сверхмассивная чёрная дыра (СМЧД) находится не там, где положено. В норме СМЧД лежит в центре каждой галактики. Однако в 3C 186 она отстоит от него на 35 000 световых лет (треть диаметра нашей, например, Галактики).

При этом она удаляется от центра со скоростью более 2000 километров в секунду. Это в 30 раз больше, чем у самого быстрого из когда-либо созданных аппаратов землян. На такой скорости чёрная дыра должна покинуть свою галактику, после этого она будет долго (возможно, миллиарды лет) скитаться по лишённому звёзд и газа межгалактическому пространству. Лишь если она случайно наскочит на другую галактику, достаточно массивную, чтобы остановить её своим притяжением, эта чёрная дыра сможет вернуться в нормальное для таких объектов окружение.

Исследователи предполагают, что причина "изгнания" СМЧД из галактики в особенности её появления на свет. 3C 186 недавно пережила слияние, образовавшись из двух галактик поменьше. При таких процессах СМЧД в центрах обеих галактик также сливаются, образуя ещё большую чёрную дыру. При этом часть массы обеих дыр — от пяти до пятнадцати процентов — теряется в виде гравитационных волн. Из-за особенностей процесса слияния они образуются неравномерно. С одной стороны новообразованной дыры "отдача" от гравитационных волн может быть сильнее, чем с другой. В итоге новая СМЧД получила сильный импульс в сторону, выбросивший её из своей же галактики.