Биоарт — искусство кричать "Волки!" крыльями для свиней

Биоарт — искусство кричать "Волки!" крыльями для свиней

Фото: © Flickr/phil/Peta/© East News

4893
Слово биоарт для россиян новое и в большинстве своём неизвестное. Настолько, что даже статья в Википедии, посвящённая этому явлению в искусстве, не имеет русской версии. Журналисту Лайфа Михаилу Котову удалось попасть на лекцию одного из пионеров этого направления Орона Каттса (Oron Catts), организованную Государственным Эрмитажем совместно с Университетом ИТМО, где он из первых рук узнал, что такое биоарт, зачем и кому он нужен.

Так что же это — новое слово в искусстве и науке или просто модная штучка, о которой забудут уже завтра? Говорить о науке проще: там понятна значимость информации, выводы могут быть подтверждены или опровергнуты. В конце концов, учёный, который не сумеет донести до остального научного сообщества суть своей работы, вряд ли может рассчитывать на почёт и славу. В мире искусства всё не так, а уж в мире современного искусства — тем более.

Современное искусство — это сложно и одновременно просто. Ведь на выставку современного искусства может прийти ребёнок и сказать: "Я тоже так могу!" И это правда, он может
Орон Каттс

От пробирки

Согласно определению, биоарт — это искусство, в котором авторы работают с живыми тканями, бактериями, живыми организмами и жизненными процессами. Инструментами этого направления стали генная инженерия и технологии выращивания тканей в лабораторных условиях. Само название впервые было зафиксировано в 1997 году, так что можно считать, что в этом году биоарт празднует своё двадцатилетие.

Но ведь подобные инструменты использовались и раньше? Люди тысячелетиями работают с кожей, и какая разница, выращивают они её или режут. Более того, человечество много сотен лет получает произведения искусства, используя живые организмы.

Разве не этим заняты ландшафтные дизайнеры по всему миру, создавая целые полотна из цветов и растений? А древнее искусство бонсай так и вообще как влитое входит в определение биоарта. Из живого организма люди делают произведение искусства, превращают его в нечто новое, используя только заложенные в него самой природой возможности.

Может быть, тогда новизна в том, что биоарт хочет сказать миру? Показать людям нечто такое, о чём нельзя рассказать другим языком? Биоарт может принимать различные формы. Но не нужно ограничивать его только созданием псевдоплоти или генетическими экспериментами. Сами представители этого течения просят не загонять их в искусственные рамки.

Я сам не люблю слово биоарт. Я просто художник, зачем ограничивать это какими-то терминами. Не стоит сажать нас в искусственно созданную коробку
Орон Каттс

Курица или яйцо

В первую очередь стоит понимать, что биоарт — это только и исключительно вид искусства и ни в коем случае не наука. 

Я художник, а не учёный. У меня нет образования, необходимого для учёного. Я не думаю как учёный
Орон Каттс

Таким образом, проще всего представить себе художников, которые пробрались в лабораторию и принялись творить как настоящие учёные. О! Получился кусочек синтетической плоти! Смотри, бактерии оставляют красивые цветные разводы! А я сейчас пришью крысе ухо! Стоп, а вот с ухом — это уже как раз к учёным.

В 1993 году был проведён эксперимент под названием Vacanti Mouse. Это лабораторная мышь, у которой на спине вырастили "ухо". На самом деле оно представляет собой структуру хряща в виде ушей, сформированную путём посева клеток хряща коров в биоразлагаемую "матрицу-ухо", а затем имплантированную под кожу мыши. Этот эксперимент учёных Массачусетского университета произвёл неизгладимое впечатление на художников по всему миру.

До сих пор Орон Каттс считает этот эксперимент той самой точкой, с которой стартовала сама идея использования современных научных методов не просто для экспериментов, но для создания такой формы жизни, которой ещё не существовало прежде. Только нужно понимать, что если у науки есть чёткая цель в каждом из поставленных экспериментов, то для художников это просто ненужный, лишний момент. Им главное — сказать нечто, сообщить миру послание, поднять хайп.

Интермедия 1. Как стать художником биоарта

Для начала вам понадобятся нехитрые ингредиенты:

  • 2 горсти мха;
  • 2 стакана кефира (или натурального йогурта без добавок);
  • 2 стакана воды;
  • 1/2 ч.л. сахара;
  • кукурузный сироп.

      

Влажный мох, растущий в лесу, к сожалению, не подойдёт. Для этого рецепта лучше использовать городской мох или деревенский, но тот, который растёт во влажных местах: на стенах домов, на каменных или кирпичных дорожках и садовых деревьях, на камнях. Также подходящий мох можно купить.

Промойте мох, чтобы удалить остатки грунта с его корешков, а также различные механические примеси. Порвите его на кусочки и сложите их в блендер. Добавьте воду, кефир, сахар. Доведите блендером до состояния жидкой сметаны или масляной краски. Если раствор получился более жидким, добавляйте кукурузный сироп и размешивайте до тех пор, пока консистенция не изменится.

Перелейте смесь из блендера в ведёрко или другой контейнер, который было бы удобно использовать для краски. Теперь нам понадобится кисть. Макаем её в раствор и начинаем "творить" свой шедевр на любой (чем более шершавой — тем лучше) деревянной, бетонной или кирпичной поверхности.

Для того чтобы мох вырастить на стене, его также необходимо периодически (примерно раз в неделю, а в наиболее сухую погоду — два раза в неделю) поливать, а точнее, обрызгивать из пульверизатора. И уже через несколько недель у вас на стене прорастёт новый шедевр! Поздравляю, теперь вы — художник, работающий в направлении биоарт!

Кто вы, мистер Каттс?

Орон Каттс сразу располагает к себе. Он не пытается говорить сложнее о простых вещах или подпускать тумана. Да, он художник, и он творит. (Кстати, это единственно разумное объяснение.) Орон признаётся, что интересуется жизнью во всех её проявлениях. Выросший на австралийской ферме, австралиец в третьем поколении, он просто фанатеет от самой возможности изучения жизни и воздействия на неё. 

Для него биоарт — это возможность задавать вопросы, которые он ставит подобно играющему ребёнку. А что, если? А что будет? Это главный вопрос, и он не устаёт задавать его самому себе. И сам же отвечает на него в новых и новых экспериментах.

Одним из проектов Каттса считается Pig Wings Project — проект создания искусственных крыльев для свиньи. На самом деле это очень маленькие крылышки — длиной всего 4–5 сантиметров — из искусственной плоти. Да и создавали их с единственной целью — показать, к чему могут привести людей генетические эксперименты, показать, как это выглядит со стороны.

Если хотите, считайте Каттса троллем высшего разряда, 80-го уровня. Троллем в шляпе и с постоянной ухмылкой, так и задумывающим, что бы ещё учудить. 

А сейчас я занимаюсь кулинарными шоу. У нас есть искусственное мясо, немного совсем. Я приглашаю известных учёных, людей искусства, популяризаторов науки, и мы готовим это искусственно созданное мясо. Какое оно на вкус? Как мясной паштет, невкусное, у него совсем нет структуры
Орон Каттс

Орон приехал в Россию, потому что это интересно. Он горит возможностью рассказать людям о том, чем занимается. Видно, что для него это и есть вся жизнь.

Интермедия 2. Четыре вопроса к биоарту

1. А если слон или дельфин напишет картину, это будет биоартом или нет?

2. А человек, который стрижёт газоны, можно ли назвать его специалистом по биоарту? Он же из травы делает произведение искусства.

3. А если бактерии помогают учёному создать рисунок, он их ставит в соавторы? А как делить деньги?

И главное...

А зачем?

В конечном итоге не так уж важно, какой именно инструментарий используют художники. Куда более значительно, что они хотят этим сказать. И если в сцепке с современными научными инструментами возникает целое направление, это значит, что оно созвучно тому, что творцы чувствуют и что хотят рассказать (ну, или оно просто модное, но тут есть лишь один способ — надо подождать 50 лет и проверить, осталось оно или нет). 

Если останется, то это действительно искусство, а не просто модное течение. С биоартом пока непонятно. Есть все шансы, что он останется лишь инструментом, одним из способов познания мира художником, а не течением или направлением в мировом искусстве.

Я художник, моя задача задавать вопросы, а не давать ответы. Да, я делаю всё сложнее, чем это было до меня
Орон Каттс

Так что же хотят донести до нас художники биоарта? Если хотя бы чуть-чуть постараться вникнуть в то, о чём они кричат нам своими работами, месседж очевиден. Наука ставит эксперименты, но совсем не задумывается о том, к чему это может привести. Да она и не должна — её задача совсем в другом. 

Биоартисты кричат о том, что нужно быть внимательнее. О том, что бесконтрольные эксперименты могут стать опасными. Кто-то же должен это делать! Пусть и в такой непонятной для многих форме, пусть и рассказывая о возможности пришить микрокрылья свинье. Можно не принимать их методы, но общий посыл остаётся для нас для всех одинаковым: "Люди, давайте задумаемся о том, что мы делаем!" И так приятно, что это понимают одинаково и в России, и в Австралии. Этот факт дарует уверенность: всё будет хорошо.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!