27 марта 2017, 15:07

Астрономы: Чёрные дыры запускают рождение молодых звёзд

Фото: © eso.org

Потоки материи, выбрасываемой из окрестностей сверхмассивных чёрных дыр в центрах галактик, способствуют образованию новых звёзд.

Европейские астрономы с помощью инструментов MUSE и X-shooter, установленных на комплексе "Очень большого телескопа", обнаружили, что потоки вещества из окрестностей чёрных дыр способствуют формированию звёзд. Это значит, что роль чёрных дыр в развитии и эволюции галактик оказалась ещё более значимой, чем предполагалось ранее. Соответствующая статья опубликована в Nature. Об открытии кратко сообщает EurekAlert!

image

Сверхмассивные чёрные дыры способны не только разрушать звёзды, но и создавать — отбрасывая от себя материю, из которой образуются новые светила

Фото: © eso.org

Учёные наблюдали за излучением из галактики IRAS F23128-5919, находящейся от нас примерно в 600 миллионах световых лет. По сути, это скорее две галактики в процессе слияния. При этом сверхмассивные чёрные дыры сливающихся галактик активно поглощают окружающую их материю, однако часть её ими отбрасывается. Поэтому из центральных областей галактики выбрасывается по направлению к периферии огромное количество газа и пыли. Астрономам удалось установить, что внутри этих потоков есть немало молодых звёзд, не старше десятков миллионов лет.

Анализ их скоростей показал, что молодые светила движутся от центра галактики с той же скоростью, что и окружающий их газ. Это означает, что они образовались из этих же потоков материи. Таким образом, впервые удалось показать, что сверхмассивные чёрные дыры в центрах галактик активно способствуют образованию новых звёзд. Ранее гипотезы такого рода уже выдвигались, но проверить их наблюдениями не удавалось.

Активная стимуляция звездообразования возможна только в том случае, если сверхмассивная чёрная дыра (СМЧД) активна в поглощении окружающей материи и, соответственно, в отбрасывании её части вовне. Не все СМЧД так активны. Например, Стрелец А* в центре нашей Галактики — спокойная чёрная дыра, почти не поглощающая материю. Возможно, это одна из причин очень низкого темпа образования новых звёзд в нашей Галактике.