Неандертальцы Крыма оказались художниками

Фото: © PLOS

Найденная в одной из крымских пещер изрезанная кость ворона может быть древнейшим произведением искусства, созданным неандертальцами.

Серия надрезов на птичьей кости, найденной на палеолитической стоянке в Крыму, была сделана намеренно и с учётом красоты получившегося узора. Она может считаться произведением примитивного неандертальского творчества, считают учёные, статью которых опубликовал журнал PLoS One.

Пещерные стоянки в восточной части Крыма сохранили многочисленные свидетельства уникальной культуры поздних неандертальцев. Это каменные и костяные орудия, захоронения и, видимо, даже примитивные произведения искусства. Такой работой сочли косточку из крыла ворона, найденную на стоянке "Заскальная V" и датированную возрастом от 38 до 43 тысяч лет назад.

Учёные из Франции, Украины и Великобритании во главе с Франческо Д'Эррико (Francesco d’Errico) из Университета Бордо исследовали кость и семь зазубрин, нанесённых на неё достаточно равномерно. Появились они случайно (при разделке птицы, например) или были намеренно сделаны неандертальским мастером? Служат они какой-то практической цели или же чувству прекрасного?

<p>Фото: © <a href="http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0173435" target="_blank">PLOS</a></p>

Исследователи обратили внимание на то, что из семи зазубрин пять идут почти строго параллельно, имеют одинаковую длину и глубину. Это свидетельствует о том, что они были нанесены последовательно, одна за другой, одним и тем же инструментом. Оставшиеся две (по порядку это вторая и шестая прорези) проделаны под другим углом и не так глубоко. Д'Эррико и его соавторы считают, что они были добавлены мастером позднее, чтобы заполнить пробелы и сделать рисунок более регулярным. То есть "для красоты".

Ровность этого простейшего узора и глубина зазубрин показывают, что они не могли появиться при обработке добычи и были сделаны намеренно. С другой стороны, их могли нанести для того, чтобы костяной инструмент не выскальзывал из руки. Но даже в этом случае, считают учёные, обработка была сделана с учётом "чувства прекрасного", с ровными и равными разрезами.

В Крыму неандертальцы создавали произведения искусства уже 40 000 лет назад

Чтобы доказать это, авторы обратились к экспериментам. Девяти добровольцам предлагалось нанести по семь зазубрин на косточки индейки с помощью каменного ножа. Результаты их работы оказались почти точно такими же, как на кости ворона из Заскальной, то есть с разрезами, идущими параллельно друг другу на одинаковом расстоянии. Всё это, по мнению учёных, делает птичью кость действительно уникальной находкой, редким прямым свидетельством наличия у неандертальцев "эстетического чувства", а значит, и зачатков настоящего искусства.