NASA: В атмосфере Марса обнаружены металлы

Фото: © NASA

Ионы натрия, магния и железа, обнаруженные в атмосфере Марса, стали первыми очевидными следами ионов металлов в газовых оболочках других планет.

Согласно данным, полученным от космического аппарата NASA MAVEN, в атмосфере Марса находятся высокоэнергичные заряженные атомы (ионы) металлов, занесённые туда метеороидами. Они проявляют ранее не наблюдавшуюся активность в ионосфере (верхней части атмосферы, облучаемой космическими лучами), сообщает NASA. Соответствующая работа опубликована в Geophysical Research Letters.

В атмосфере Марса обнаружили ионы металлов — это первая находка такого рода за пределами Земли

Космический аппарат MAVEN изучает верхние слои атмосферы Марса. Его данные должны помочь понять, как планета потеряла большую часть своей газовой оболочки, превратившись из потенциально обитаемого мира в нынешнюю холодную пустыню. Для этого он использует Neutral Gas and Ion Mass Spectrometer. Этот прибор зарегистрировал в атмосфере Красной планеты следы ионов натрия, магния и железа. В отличие от внешних слоёв земной атмосферы, лёгкие натрий и магний здесь часто были в одном слое с тяжёлым железом, а не находились выше него, как на Земле.

Причина таких отличий — отсутствие магнитного поля на Марсе. Лишь над теми участками планеты, где есть "реликтовое" магнитное поле — остаточная намагниченность поверхностных пород от исчезнувшего древнего общепланетного магнитного поля, — можно найти раздельные слои ионов этих металлов. Открытие показывает, что даже локальная остаточная намагниченность может играть значительную роль в защите части поверхности Марса от заряженных частиц, прибывающих из космоса.

В земной атмосфере следы ионов металлов были обнаружены давно. Так же как и на Марсе, их туда приносят мелкие метеороиды, сгорающие в плотных слоях. Этим ионам земная ионосфера во многом обязана своей способностью отражать радиоволны, что активно используется в области радиосвязи. Наличие сходного феномена на Марсе ставит вопрос о том, насколько подобное возможно и там.