Начинающий трейдер из Казани наторговал валютой на 42 млрд и разорился
Денис Громов теперь должен банку и брокерской конторе 15 миллионов рублей.
В последний торговый день 2015 года менеджер копировального центра из Казани Денис Громов провел несколько сделок с валютой на бирже на 42 миллиарда рублей, при том что своих у него было всего 5,5 миллиона рублей. Начинающий трейдер обольстился тем, что курс доллара на бирже начал расти: американская валюта с расчётами на «завтра» стоила на 20 копеек дороже. Громов решил, что это хорошая возможность купить дёшево валюту, тут же продать её дорого и на этом заработать. Даже с учётом комиссии выгода составляла 13 копеек с доллара.
За 38 минут он провёл около 2650 сделок: покупая доллары с расчётами «сегодня» и продавая с расчётами «завтра». Имеющейся у него суммы в 5,6 миллиона рублей — так называемого гарантийного обеспечения — хватало на то, чтобы купить долларов на 50 миллионов рублей и на столько же продавать. Он не выходил за эти пределы, но суммы, которые трейдер прокручивал на бирже, дошли до 23,7 миллиарда рублей.
Громов купил доллары по инструменту «сегодня» на 11,8 млрд рублей и на столько же продал по «завтра». То есть получить деньги мужчина смог бы только на следующий день — у него произошёл кассовый разрыв. Плюс к этому 30 декабря — последний рабочий день, следующий — только после новогодних каникул, 11 января. Чтобы произвести расчёты, Громов занял деньги у брокера. В итоге за этот период на сумму набежали проценты как от банка, так и от брокерской конторы.
— Вы представляете мое впечатление, когда я видел, что мой счёт, который отображался в личном кабинете, в терминале растет в арифметической прогрессии. Думаю, доведу до сотни миллионов. Но тут мне звонит менеджер, просит приостановить сделки и объясняет, как увидеть своё реальное положение. Я вижу, что у меня там огромный минус. Мне говорят: это ваши заёмные деньги, вы за них должны будете заплатить проценты — и называют мне тоже астрономическую сумму, — рассказывает Денис.
Банку и брокеру казанский трейдер теперь должен около 15 миллионов рублей. Но свой долг он не признаёт и готов отстаивать позицию в суде.
— Я не признаю этот долг, потому что он был в нарушение здравого смысла, законов, инструкций ЦБ. Я очень рассчитываю на судебное решение, что мне вернут мои деньги — 5 миллионов 600 тысяч рублей и мой долг будет погашен. С меня всё равно взять нечего — это деньги жены, полученные от наследства, — сказал трейдер.
Между тем эксперт финансового рынка считает, что и брокер, и банк работали в рамках законодательства. Большую часть ответственности за произошедший просчёт несёт сам клиент.
— Клиентом не учитывалось, что будет такой кассовый разрыв и за заемные средства нужно будет рассчитываться через несколько дней. Понятно, что с такой большой суммы придётся заплатить немалые проценты. В принципе в рамках законодательства всё сделано верно. Клиент наверняка подписывал документы, в том числе о рисках, в офисе брокера, когда открывал брокерский счёт. Но отчасти есть и вина брокера, — объясняет эксперт финансового рынка Глеб Задоя.
В то же время адвокат обнадёживает тем, что позиция банка в данном случае далека от идеальной.
— Перспективы судебной защиты всегда есть. Но нужен хороший бухгалтерский расчёт. Маловероятно, что позиция банка идеальна. Известно, что банки не допускают долгов своих клиентов, — сказал адвокат Евгений Москаленко.