Интернет-магазины защитят от раскрытия коммерческой тайны
Подготовленный Роспотребнадзором законопроект о товарных агрегаторах раскритиковали в Минэкономразвития.
Подготовленный Роспотребнадзором законопроект о товарных агрегаторах раскритиковали в Минэкономразвития и Минкомсвязи, и теперь рабочая группа готовит новую его версию. Об этом LifeNews рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Фёдоров. Информацию подтвердил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
По словам Фёдорова, законопроект ставит целью ввести в законодательное поле товарных агрегаторов сайты, которые по поручению продавцов вывешивают информацию о товарах. Агрегаторы товаров и услуг есть на многих крупнейших российских порталах: «Яндекс», Mail.Ru, Rambler, к ним же можно отнести и сайты eBay и Alibaba.
— В конце 2015 года при поддержке интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева была организована совместная работа Роспотребнадзора и представителей интернет-бизнеса над текстом законопроекта, в результате был согласован текст, который устраивал и агрегаторов, и Роспотребнадзор, — рассказывает управляющий партнёр юридической компании Gaffer & Gaffer Денис Косенков (прежде директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart). — Однако в итоге Роспотребнадзор обнародовал совсем другой документ.
В опубликованном законопроекте от агрегаторов требуют не только сообщать детальные данные о свойствах товара (и возмещать покупателю убытки из-за недостоверности этих данных), но и «по требованию потребителя предоставить документ (копию), подтверждающий его полномочия действовать в интересах продавца (исполнителя, изготовителя, импортёра)».
«Представляется, что отдельные такие документы могут представлять коммерческую тайну взаимоотношений между агрегатором и продавцом», — сообщается в заключении Минэкономразвития.
— Дело не только в коммерческой тайне, — считает Косенков. — Агрегатор в принципе не совершает никаких действий от имени продавца товара. Сделка розничной купли-продажи заключается непосредственно между продавцом и покупателем, и агрегатор в ней не принимает никакого участия, кроме размещения на своем сайте информации о продавце и товаре. Поэтому данное требование в принципе не является исполнимым. А если агрегатор когда-либо в конструкции правоотношений с потребителем будет действовать от имени продавца, то такие отношения давно регулируются Гражданским кодексом.
В Роспотребнадзоре не ответили на запрос о судьбе законопроекта. В Минэкономразвития сообщили, что таблица разногласий составлена, но согласовательные процедуры по ней пока не начались.
Глава АКИТ Алексей Фёдоров рассказал, что рабочая группа с участием интернет-компаний готовит новую версию закона, которая должна устроить и госорганы, и бизнес.