Норильск превратили в «мертвую зону»
200 тысяч жителей города стали заложниками экологической ситуации, сложившейся в заполярном городе
Семнадцать миллиардов долларов, в которые сейчас оценивается состояние Владимира Потанина, заработаны трудом людей, вынужденных жить в одном из самых грязных городов мира. По данным экологов некоммерческой научно-исследовательской организации «Blacksmith institute», нынешней весной Норильск по уровню зараженности опасными веществами обошел даже Чернобыль.
- Норильск - это просто роман ужасов, - заявил директор института Ричард Фуллер агентству Reuters - Плавильные печи без всякого контроля над загрязнением: никель, медь, свинец, кадмий. Никакой борьбы с загрязнением. Просто ужасное место!
Снимки со спутника Норильской промышленной зоны потрясают: над городом висит густой чад.
- Если признак преисподней – запах серы, то ад находится здесь, - горько шутят местные жители.
Присутствие в воздухе диоксида серы в Норильске можно определить без анализов. От газа начинают слезиться глаза. Словно наждаком, яд дерет нос и горло.
Первыми страдают дети. 11-месячный Артемка на наших глазах начинает задыхаться и кашлять. Его отец, электрик Владимир Подвысоцкий, тут же накрывает прогулочную коляску пластиковым чехлом.
- Это слабо помогает, - говорит он. – У многих норильских детей бронхиальная астма и аллергия. Они обречены расти здесь и дышать этим воздухом.
Кислота
Взрослые с болью думают о будущем своих детей, глядя на чахлые сожженные выбросами комбината деревца – мертвый лес каждый день Владимир видит по дороге на работу. Еще десять лет назад лиственницы были живыми.
- Уровень кислоты при технологических процессах выплавки металла подняли до 350 граммов на литр, - объясняет металлург Павел Чалов. – Это позволяет сократить энергопотребление при электролизе, но выбросы стали гораздо опаснее.
На медном и никелевом заводах рабочие ходят с «сосками». Так здесь называют коробки от противогазов с прикрученными гофрированными шлангами. В сильно загазованной зоне их суют прямо в рот. Нос остается незащищенным, на маски у олигархов, владеющих «Норникелем», денег, видимо не хватило.
Природа
Символом убитой природы в Норильске стали расставленные по улицам железные деревья, украшенные фонариками.
Лесотундра вокруг комбината мертва, - показывает карту загрязнений кандидат биологических наук, директор заповедника «Путоранский» Владимир Ларин. - Это зона риска. Статуя оленя на Ленинском проспекте сейчас единственный представитель этого вида в округе в пределах ста километров.
Карта
На экологической карте Норильского промрайона тремя цветами – красный, оранжевый и зеленый обозначены наиболее опасные регионы. Весь город находится в зоне красного спектра, уровень загрязненности превышает все допустимые значения.
Точные данные по загрязненности Норильска не обнародуются, но косвенно о них можно судить по наличию тяжелых металлов в грибах, мхах и растениях. У профилактория «Валек» - он считается здесь курортным местом – предельно-допустимый уровень концентрации никеля в опятах превышен в 8 раз, цинка и свинца – в 6, кадмия – в 46, а меди – в 25 раз!
Болезни
Уровень заболеваний в Норильском промышленном районе намного выше, чем на «материке». Онкология, особенно рак молочной железы, заболевания сердечнососудистой системы, щитовидной железы – страдающих этими недугами становится все больше и больше.
Уровень онкологии у нас высокий. И это не мудрено: если человек живет среди загрязняющих веществ, дышит и питается ими, если он накапливает металлы, соль тяжелых металлов - некоторые даже умудряются собирать грибы и ягоды, что очень опасно - то, конечно, иммунитет ослабевает, что ведет к самым страшным заболеваниям. Люди здесь живут по двадцать, тридцать и сорок лет, и все это накапливается, - свидетельствует норильский врач Владимир Жуков. - Людям никто не говорит о том, в каком количестве были выброшены вредные вещества в атмосферу, никто не знает, чем им сегодня придется дышать. Предельно допустимые концентрации газа (ПДК) сейчас вообще никто не считает. Не говоря о том, что экологическая политика комбината вообще отсутствует - не обновляется оборудование, не ставятся фильтры и, насколько я проинформирован, только уменьшена высота труб, чтобы газ здесь оседал, а не летел куда-то дальше, так как были жалобы от других государств.