Российский автопром возвращается на Украину
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Евгений Котенко
Спрос на автомобили Lada, ГАЗ и УАЗ в первом квартале 2016 года вырос на Украине в среднем на 150%, свидетельствует статистика Ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром".
На Украине в I квартале 2016 года резко выросли продажи российских автомобилей. Так, производитель "АвтоВАЗ" реализовал 813 машин (+123% по сравнению с тем же периодом 2015 года). Внедорожники УАЗа нашли 44 владельцев (+192%). А коммерческие автомобили ГАЗа и вовсе стали лидерами по продажам в своём сегменте (369 шт. +160%).
За два года, прошедшие с начала революции на Украине, рынок новых легковых автомобилей сократился в 28 раз до 7,6 тыс. автомобилей, проданных в прошлом году. Но похоже, что в 2016 году продажи наконец достигли дна: в среднем темпы восстановления украинского авторынка составили 80% в I квартале 2016 года.
Безусловно, темпы роста нельзя назвать существенными, в ряде случаев речь идёт об увеличении продаж на десятки (реже сотни) автомобилей. Быстрее всего восстанавливаются традиционные лидеры продаж: в первом квартале 2016 года компания Toyota продала 2,1 тыс. машин (+166%), Volkswagen — 1,3 тыс. шт. (+110%), Renault — 1,7 тыс. шт. (+96%).
Для отечественных автокомпаний вход на некогда дружеский рынок теперь осложнён не только пропагандой "не покупать российское", но и законодательно. 3 января 2016 года Киев по итогу антидемпингового расследования ввел повышенные таможенные пошлины на импорт автомобилей из России сроком на пять лет. Таможенный сбор для АвтоВАЗа составил 14,6%, для других российских автопроизводителей — 10,4%. Инициатором расследования стал "Укравтопром" (туда входят украинские ЗАЗ и "Богдан моторс"). Последние усмотрели источник демпинга в госсубсидиях российским заводам.
Восстановление прежнего уровня торговли для УАЗа, АвтоВАЗа и ГАЗа невозможно в силу продолжения конфликта на Донбассе и отсутствия диалога по Крыму, считает украинский политолог Олег Соскин.
— В ближайшие пять лет ни о каком восстановлении экономического и торгового сотрудничества с Москвой не может быть и речи... На российских машинах в Украине уже вообще никто не ездит, они давно устарели и не интересны покупателям, — считает Соскин.
Однако статистика продаж говорит о том, что спрос на отечественные машины в Украине растёт. Украинцы привыкли к российским автомобилям, и это обстоятельство ещё долго сможет работать на наши автокомпании, полагает аналитик по автопрому ВТБ-Капитал Владимир Беспалов.
— Рост популярности отечественных автомобилей на Украине объясняется довольно просто: эти машины уже имеют собственную историю, развитые каналы дистрибуции, беспроблемные поставки запчастей. И потом, наши автокомпании специализируются в бюджетном сегменте, который только и имеет смысл сейчас продвигать на Украине. Рынок хоть и маленький, но довольно перспективный. До известных событий для АвтоВАЗа Украина была чуть ли не самым приоритетным экспортным направлением. Так, в 2011 году было продано около 28 тыс. автомобилей Lada, а в 2012 году удалось реализовать примерно 20 тыс. шт. Если не будет создано каких-либо искусственных барьеров для российских автокомпаний на Украине, то они смогут в том или ином виде постепенно восстановиться в этой стране, — заметил аналитик.
Представители российских автозаводов предпочли отказаться от комментариев, сославшись на неопределённость своего положения на Украине.