Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 июля 2016, 14:39

Илона Маска поймали на манипуляции данными об автопилоте Tesla

Фото: © REUTERS/Bobby-Yip/File-Photo

Фото: © REUTERS/Bobby-Yip/File-Photo

Заявления главы Tesla Motors о том, что автопилоты его компании водят безопаснее людей, является, по мнению экспертов, вводящими в заблуждение потребителей.

В ходе дискуссии, возникшей после первой гибели человека в автомобиле (Tesla Model S) с автопилотом, глава Tesla Motors Илон Маск сделал ряд достаточно агрессивных заявлений. В частности, Маск заявил, что, если бы водители по всему миру использовали автопилот, как на  Tesla, их гибло бы на полмиллиона в год меньше. Многие наблюдатели и специалисты из автоиндустрии назвали такие утверждения вводящими в заблуждение.

Несколько дней назад Fortune обвинила Tesla Motors в продаже своих акций на два миллиарда долларов, при том, что в компании знали о вине своего автопилота в гибели человека ещё до публикации этих сведений в прессе. По мнению издания, тем самым Tesla скрывала невыгодную ей информацию для получения большей выручки от акций (в США такое утаивание информации считается преступным). В ходе подготовки публикации Fortune, Илон Маск лично написал письмо автору издания. В нём заявлялось, что "если бы автопилоты вроде того, что есть у Tesla, были бы доступны всем водителям, это спасло бы жизни примерно полумиллиону людей ежегодно по всему миру (сегодня их гибнет более миллиона в год)".

Логика Маска основывается на статистике, накопленной его компанией по использованию её электромобилей (все они оснащены автопилотом). На весну этого года они преодолели в авторежиме 210 миллионов километров при одном погибшем в ДТП водителе и ни одном погибшем пешеходе. Для обычных авто в США эта цифра равна 150 миллионам километров пробега на одного погибшего, а в мире — всего 96 миллионам километров. Эти цифры, на первый взгляд, указывают на то, что автопилот Tesla водит безопаснее человека-водителя. И всё же утверждение Маска вызвало довольно резкую критику со стороны специалистов.

Как утверждает Ален Корнхаузер (Alain Kornhauser), учёный из Принстона, занимающийся вопросами транспорта, пока бессмысленно сравнивать автопилот Tesla по аварийности с живым водителем. Роботизированный режим движения масковских электромобилей создан для трассы, в то время как в городах его использование возможно лишь до некоторой степени. Таким образом, его эксплуатация даёт данные в основном по загородному режиму. В то же время значительное число ДТП (и почти все случаи гибели пешеходов) происходит в чисто городском режиме движения.

Другой проблемой, делающей лобовое сравнение неприемлемым, является то, что электромобили Tesla конструктивно слишком безопасны, чтобы их имело смысл сравнивать с обычными авто. Они весят почти две тонны и имеют чрезвычайно высокий уровень пассивной безопасности, высокую жёсткость кузова и курсовую устойчивость (сложнее вылететь с дороги). Краш-тесты, которые они проходили, показали самые высокие результаты, которые вообще известны в истории краш-тестов.Tesla имеет не только прочную конструкцию, слабо деформирующуюся в районе кабины, но и чрезвычайно эффективные тормоза. Кроме обычных колодок электромобиль может использовать регенеративное торможение — тормозить электродвигателем, накапливая полученную от такого торможения энергию в батареях. Авто с ДВС так делать не могут.

Наконец, машины компании чрезвычайно динамичны. Tesla Model S может разогнаться до сотни за три секунды — быстрее автомобилей "Астон Мартина", "Мерседеса" S-класса и подавляющего большинства серийников в целом. Это позволяет её владельцу в опасной ситуации быстро сманеврировать, чтобы уйти от столкновения. Все эти факторы в сумме означают, что замерить сравнительную безопасность машины с таким автопилотом очень сложно.

Кроме того, машины под автопилотом в принципе попадают в аварии (тем более с тяжёлым исходом) очень редко. По оценкам вышедшего в апреле доклада RAND Corporation, это происходит так редко, что автономным авто надо накопить пробег в сотни миллиардов километров, чтобы собрать статистику, достаточную для сравнения с обычными машинами. Трудно сказать, насколько Маск отдавал себе отчёт в вышеприведённых сложностях, которые делают неправомерными сделанное им сравнение эффективности его автопилота с обычными машинами.

Несмотря на вышеуказанные факторы, практически все специалисты уверены: внедрение автопилота действительно снизит смертность от ДТП. Более 90% их происходит вследствие ошибок людей-водителей. Для автопилота вероятность такой ошибки существенно ниже. Единственная гибель человека произошла из-за объективного ухудшения видимости на дороге. Более того, уже зафиксированы на видео случаи, когда автопилот подменил зазевавшегося водителя автомобиля и избежал столкновения с другими машинами. Однако заранее чрезвычайно трудно выяснить, насколько именно роботизированный авто станет безопаснее обычного. Эксперты полагают, что преждевременные заявления на эту тему, тем более такие агрессивные, как у Маска, могут подорвать доверие публики к роботизированным машинам в целом.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров