Учимся по "Игре престолов". Как сериал используют при обучении в вузе
Ставший легендарным цикл романов "Песнь льда и пламени" Джорджа Мартина и сериал "Игра престолов" гармонично сосуществуют с высшими науками. Лайф узнал, как используется сегодня в преподавательской практике история Семи королевств.
Мир Вестероса (цикл романов "Песнь льда и пламени" Джорджа Мартина и сериал "Игра престолов") может помочь педагогам объяснить учащимся доступным языком не только аспекты конфликтологии и социологии, но и заинтересовать их изучением иностранного языка и истории. Об этом Лайфу рассказал российский историк и профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского исследовательского технологического университета Владимир Ловчев. По его словам, уже не первый год он обращается к "Игре престолов" на своих занятиях со студентами.
Ланнистеры не значит Ланкастеры
(История)
Многие считают, что прообразом вымышленного мира Джорджа Мартина стала Европа позднего Средневековья и война Алой и Белой розы (войны между английскими династиями в XV веке. — Прим. Лайфа). Однако этот тезис ошибочен. Начиная с этой "точки" преподаватель рассказывает студентам о характерных чертах разных периодов Средневековья (дети вслушиваются, так как хотят разобраться в любимом тексте или сюжете сериала), а затем делает акцент на том, что в мире Вестероса нет характерной для Европы высокого (позднего) Средневековья большой роли городов и цехов. "Большое влияние "железных островов" (Грейджоев), — говорит профессор, — являющихся по сути обыкновенными разбойниками, пиратами, отсылает нас к эпохе экспансии викингов. А это события, которые происходили за несколько сотен лет до войны Алой и Белой розы. Также стоит отметить во время занятия, что в Вестеросе оружие было холодным в отличие от того, каким пользовались в XV веке в Англии, — тогда уже применяли артиллерию и ручное огнестрельное оружие. В итоге мы делаем вывод, что "Песнь льда и пламени" — это история, живущая по законам раннего Средневековья".
А произошедшему в ходе модернизации разрыву в Европе между грамотным и безграмотным населением наглядной иллюстрацией является то, как, например, к героине — миледи Арье Старк — обращается крестьянский мальчик:
"Так ты, значит, читать умеешь? — спросил Пирожок с таким почтением, как будто она сказала, что умеет ходить по воде". Опираясь на этот образ, педагог может начать разговор о распространении грамотности в период промышленной революции.
Зеркало британской истории. Почему Белые ходоки — праотцы современных шотландцев
(Этнографическая карта мира)
Студентов можно подвести к варварским завоеваниям, в результате которых возникли на территории Британии семь королевств — английские (Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия), саксонские (Сасекс, Эсекс и Уэсекс) и ютский Кент, — через Вестерос. Ведь Мартин рассказывает об истории семи королевств. При этом существующий и ныне Адрианов вал, некогда отделявший античную Британию от варваров, послужил прообразом Стены в цикле "Песни льда и пламени".
Как формируется сознание народа, когда "зима близко"
(Региональная конфликтология и межкультурные коммуникации и конфликты)
Каждое из королевств Вестероса отличается не только своим гербом, но и особыми индивидуальными нравами народов, их менталитетом. Они обусловлены климатом, питанием жителей, даже одеждой, которую им приходится носить. К примеру, конфликт между северянами Старками и южанами — в первую очередь Ланнистерами — в романах Мартина это прежде всего противостояние культур. Жители Севера более терпеливые и принципиальные — это система казней, безапелляционность законов, твёрдость духа. Старки всегда жили в холоде, с детства были вынуждены носить тяжёлые накидки из шкур, шубы. Но они привыкли к этому, как и к постоянной зиме.
Подобного нельзя сказать о южанах, которым не нужно было беспокоиться о "сторонних" вещах — непосредственном выживании на своей же территории. Им не характерна сплочённость жителей Севера — южане обособлены и сконцентрированы на материальных проблемах.
Такие параллели стоит проводить, когда тема занятия — влияние территориального расположения, особенностей климата, исторических предпосылок на особенности ведения войны у разных народов, их конфликтности и характера в целом. Совместно со студентами можно, базируясь на истории Семи королевств, вывести факторы, которые влияют на мировоззрение жителей тех или иных территорий.
Валирийский — учить!
(Иностранный язык)
Если мы сталкиваемся со студентами не лингвистических направлений, им стоит для начала напомнить о том, как, например, повелительницу драконов Дейенерис Таргариен публично во время сделки оскорбляет экс-хозяин войска Безупречных, предполагая, что королева его не поймёт (он говорил на валирийском). Однако, к несчастью торговца, язык международного общения в мире Джорджа Мартина Дейенерис знала — владельца военных рабов постигла кара.
C валирийским языком можно сравнить английский. На международной арене последствия его неправильной трактовки или незнания могут быть действительно плачевными. Но это вопрос мотивации.
Отдельно стоит давать задания студентам, связанные с оригинальными текстами писателя-фантаста. У него красивый язык, с обилием стилистических средств, образами — учащимся будет интересно не просто переводить популярные материалы, но и искать способы качественных переводов. Всё ведь неоднозначно: можно "Песнь льда и пламени", а можно "Песнь льда и огня".
Антология насилия и "положительный" опыт сутенёра
(Конфликты и девиации в молодёжной среде и переговоры как метод разрешения социального конфликта)
Каждая книга из "огненно-леденящего" цикла предлагает множество примеров преступности. И слушателей в аудитории будет легко активизировать, если, говоря о разных видах противоправных действий, делать отсылки к эпизодам "Игры престолов". Эти фэнтезийные романы — "энциклопедии" антиобщественных явлений: от бытовых краж до массовых убийств (Красная свадьба) и террористических актов (взрыв в сериале септы в Королевской гавани руками Серсеи) простирается насилие жителей Вестероса.
По словам Ловчева, прекрасный пример того, как умелые переговоры могут не просто "поднять" человека, но и предотвратить насилие, — персонаж Петир Бейлиш. Против сутенёра в Королевской гавани растёт недовольство среди местных аристократов, однако близившуюся опасность бывший советник короля нейтрализует переговорами с участниками конфликта: он оттягивает решение по своей персоне на год. А за это время намеревается изменить в регионе всю ситуацию.
"Престолы" — это ещё не всё
Очень важно говорить с молодёжью на понятном им языке — языке современной культуры. И "включить" учащегося в занятие, в суть предмета куда проще, если апеллировать к тем вещам, которые ему знакомы и которые он любит. Мир Вестероса огромен, а потому позволяет проводить параллели для студентов в разных изучаемых дисциплинах.
Однако не надо думать, что "Песнь льда и пламени" должна быть обязательным или единственным инструментом "стимуляции" образовательного процесса. Она — лишь дополнение. Реально качественное обучение возможно, когда главное, о чём мы говорим, — фундаментальная наука. "Престолы" — это вопрос подачи.