От усталости до смерти. Более 40% детей жалуются на головные боли из-за уроков

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников

9332
16 сентября в Новосибирске на уроке танцев умерла 13-летняя девочка. Врачи полагают, что причиной внезапной смерти может быть и сердечная аритмия, а она, в свою очередь, появляется из-за нарушений нервной системы.

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб. 

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают "из-за учёбы" головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее. 

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна. 

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше. 

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, "чтобы вечер был свободный". Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить... В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы. 

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить "здоровьесбережению" — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни. 

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат "в плоскости" тихих прогулок. Выходит, действительно, либо "куча домашки", либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе...

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%. 

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то... Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало. 

В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская. 

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых. 

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку. 

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×