Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 сентября 2016, 11:00

Кастрат во имя Орфея. Как консерватории лишали мальчиков главного

20 сентября 1862 года в Санкт-Петербурге открылась первая в России консерватория. Сегодня такие музыкальные вузы кажутся домами чистоты и добродетели. Впрочем, чтобы добиться от юных дарований яркого и чистого голоса, многие консерватории, в том числе и в России, вплоть до XIX века потворствовали членовредительству во имя искусства.

Коллаж. Фото: © Wikimedia Commons / See below, Wikimedia Commons

Коллаж. Фото: © Wikimedia Commons / See below, Wikimedia Commons

Первые консерватории появились в XVI веке в Венеции, и они не были полноценными учебными заведениями. Они существовали как приюты для сирот, где несчастных детей воспитывали и давали им начальное образование. В том числе подопечных обучали музыке, потому что итальянским храмам требовались певчие. Это стало истоком того, что спустя несколько десятилетий пристанища для потерявших родителей становятся настоящими музыкальными вузами.

В этом же веке в Неаполе появляются первые певцы-кастраты. Как утверждают историки, это связано с тем, что особенно ценными для хоров — а позже для оперы — были высокие, женственные голоса. Тогда было почётно петь в хоре Сикстинской капеллы, её ещё называли Папской капеллой. Но женщины туда не допускались — и в другие церковные хоры тоже. Как пояснили историки, в семьях было много детей, и если мальчики становились певчими, то церковь брала их на попечение (что было для больших семей выгодно). А потому консерватории, ставшие высшими музыкальными школами, были заинтересованы в том, чтобы самые талантливые воспитанники не теряли детских голосов и становились певцами папы римского, а позже — солистами оперы. Карьера и музыка в то время были намного более важными вещами, нежели мораль.

Фото: © Flickr / David Sivyer

Музыкальные консерватории обучали детей (они поступали в учебные заведения в 6—8 лет) вне зависимости от их социального положения, однако, как утверждают эксперты, большинство учащихся были из бедных семей. Последние, если видели, что ребенок поёт, принимали решение, что его, маленького мальчика, нужно кастрировать. Родители в большинстве случаев и являлись инициаторами ужасной операции. Иногда уже оскоплённых детей они приводили в консерватории. 

Однако не только семьи вершили мужские судьбы, к этому прикладывали руки ещё и сами учебные заведения. Как только учителя понимали, что у ребёнка особенный талант, они предлагали оскопить ученика. Если перспективным воспитанником оказывался сирота, то уговаривали его. 

Голос, который не вырос. Детская обида

Как рассказала Лайфу профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Лариса Кириллина, чтобы мальчики сохраняли первозданный голос, кастрацию производили до достижения юными певцами 10—12 лет. Сама процедура оскопления даже тогда была вне закона.

— Это делать было нельзя, а причастных к такой операции отлучали от церкви. Тем не менее главными певцами в капеллах были кастраты. Вплоть до начала XIX века женщины не могли петь публично, а высокие голоса требовались. Католическая церковь закрывала глаза на кастрацию. В XVII веке, когда расцветает опера, главной причиной кастрации становится не только возможность пристроить ребёнка, но и доход. Если голос оказывался прекрасным, ребёнок был музыкален и он был кастратом, то его ждала блестящая карьера.

На нет практика кастрирования певцов сходит в XIX веке — такие исполнители исчезают за ненадобностью. Начали выходить петь женщины, развивались контратенора, — рассказывает Кириллина. — При этом стоит сказать, что ни в Англии, ни во Франции кастраты не пели, даже в опере их не было. Были контратенора, поющие искусственным голосом — фальцетом. Однако это неравносильная замена кастратов — диапазоны у таких исполнителей меньше. Хотя бывают и действительно выдающиеся певцы.Фото: © Flickr / Pedro Reyna

После того как учителя в итальянским консерваториях получали выдающихся, особенных учеников, они пытались продвигать их на сцену или же искали для них спонсоров среди знати. Когда кастраты становились знаменитыми, они уже, конечно, сами диктовали условия и ни от кого не зависели. 

Также не стоит думать, что в консерваториях Италии были только кастраты. Во-первых, в Венеции музыкальное образование получали только девочки, а во-вторых, и в мужских учебных заведениях учили не только пению: были и композиторы, и музыканты-инструменталисты. Кроме того, нужны были не только высокие голоса, но и басы, баритоны. 

Как утверждает Кириллина, до сих пор доподлинно неизвестно, боялись ли мальчики кастрации и было ли у них искреннее желание оскопиться. 

— Никто из кастратов, даже самых знаменитых, не оставил никаких мемуаров. А могли бы, ведь среди них были уважаемые, образованные, богатые люди. Единственное, что мы знаем: одни певцы продолжали в зрелом возрасте заботиться о родственниках, а другие — разрывали семейные узы, зная, что с ними в детстве сотворили. 

В надежде стать полубогом. Потеря Адама

Как утверждает профессор Западно-католического университета (Франция) Патрик Барбье в книге "История кастратов", кастрировать можно было мальчиков не моложе семи лет. По словам исследователя, родителям будущих певцов обещали доход от их музыкальной деятельности: при этом первые поступления опекунам могли поступать от заинтересованных лиц ещё до насилия над ребёнком. "Благодетелями" могли быть церковные регенты, педагоги по музыке, театральные деятели — все, чтобы склонить родителей к оскоплению чада.

Самих детей уговорить на операцию было ещё проще: взрослые рассказывали им о перспективах оперной сцены, возможности стать полубогами. Сами же мальчики не представляли, какой вред несёт операция. Тем более, стоит отметить, иногда причиной кастрации называли болезнь, ушиб в детстве и пр. 

Фото: © Wikimedia Commons

Несмотря на то что Неаполь называли столицей кастратов (в этом городе впервые появились консерватории, уже в XVII веке там их было четыре), по словам Барбье, город не был центром непосредственного проведения операций. Оскопления происходили повсюду. 

Сама операция была быстрой и не похожа на те, которые делали евнухам: у будущих оперных певцов и певчих хоров не удаляли наружных половых органов. Детям "делали разрез в паху" и "вынимали семенники, предварительно перевязав семяпровод". Как поясняет Барбье, это нужно было делать до того, как начинала работать гормональная функция яичек: только в этом случае голос не ломался в подростковом периоде.

Врач-уролог Тарас Ашитков отметил, что также у кастратов не было "адамова яблока", усов и бороды, развитых мышц.

— Все признаки полового созревания. Из-за удаления яичек не развивалась мускулатура, не было роста полового члена, фигура была женственной: широкие бёдра, узкие плечи, а не наоборот, как должно быть. Фактически певцы-кастраты те же самые евнухи, а у последних нередко был очень высокий рост, потому как гормоны в яичках влияют и на резкий рост подростка, а после — на его остановку. В случае с кастратами такого не происходит. Они были и длиннорукими, с "пивными" животами, — сказал Ашитков. 

Операция была рискованной, как и любые другие хирургические вмешательства в то время.

— Думаю, наибольший процент смертности был из-за заражения. Тогда люди не понимали, что значит дезинфекция. Брали условно чистый инструмент и резали. А дальше может быть заражение, а дальше — сепсис (общее заражение организма. — Прим. Лайфа) и конец, — говорит уролог. — Маловероятно, что от кровотечения были смерти, так как сосуды там находятся "пучком", и их перевязывали. 

По словам Ашиткова, единственными показаниями к удалению яичек (или кастрации) у детей являются опухоли, а у взрослых мужчин — рак предстательной железы. Однако, как отметил врач, раньше в медицине было много мифов, под которые можно было подвести операцию. 

Время оперы. Последний из "лишённых"

Специалист по западноевропейской музыке XVII—XX вв., профессор Российской академии им. Гнесиных Ирина Сусидко рассказала, что расцвет оперы приходится на ХVII век. 

— Со второй половины этого столетия кастраты начинают активно использоваться в оперных театрах. Они были самыми высокооплачиваемыми певцами, у них были огромные гонорары, — отмечает Сусидко.

Фото: © КиноПоиск. Кадр из фильма "Фаринелли-кастрат"

Она пояснила, что основная причина исчезновения кастратов в XIX веке — смена репертуара театров. 

— Изменилась эстетика оперного искусства, герои произведений, характеры, образы — нужно было больше низких голосов. Последним кастратом, как считается, был Алессандро Морески (он умер в 1922 году. — Прим. Лайфа), но он был не оперным певцом, а певчим в церковном хоре, — обратила внимание Сусидко.

Стоит отметить, что сохранились аудиозаписи исполнения Морески, и массовому потребителю его голос, скорее всего, не понравится.

Однако, по словам профессора, по ним нельзя судить о голосе ни самого Морески, ни о кастратах.

— Записи очень плохого качества, а сам певец был уже достаточно пожилым, когда записывали, — обратила внимание историк. 

Сусидко сказала, что голоса, исполнение контратеноров сравнивать с кастратами можно, но последние всё равно пели лучше. 

— Мы можем только представить, как пели оперные певцы — кастраты, но, судя по тем ариям, партиям, которые для них в театрах писали, это были люди с изумительными, гениальными способностями. 

Стоит вспомнить фильм "Фаринелли-кастрат" 1994 года (рассказывающий о жизни самого знаменитого оскоплённого певца XVIII века Фаринелли. — Прим. Лайфа). Голос, которым "пел" актёр, был составлен из двух голосов — контратенора и сопрано певицы, чтобы хотя бы приблизительно представить, какой у гения был голос. Это огромные диапазоны, очень сложная техника исполнения, непросто оценить размах вокального искусства кастратов. 

Профессор добавила, что сейчас развилась вокальная техника, арии кастратов исполняют оперные певцы.

— Старинная опера становится всё более популярной, мастерство растёт. Но мелодию спеть можно, а тембр голоса кастратов повторить нельзя.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar