Толстой, на выход! Почему школы без "Войны и мира" — это правильно

Толстой, на выход! Почему школы без "Войны и мира" — это правильно

Фото: © РИА Новости / В. Уваров

10476
Журналист Роксана Аветисян о том, почему бессмертный роман и так уже давно вычеркнут из программы.

Ну и к чертовой матери эту Наташу Ростову! Вот она — "пощёчина общественному вкусу" XXI века: сама того не желая, Людмила Вербицкая предложила поразмышлять на тему новоявленного манифеста "футуристической школы".

"А как же "столп"?"— скажут приверженцы олдскульной программы. И вам, и нам, и ещё десяткам поколений школьников, как мантру, повторяли: "Этот роман-эпопея стоит особняком в русской литературе" (почти с придыханием — маленькая ремарка). Вот именно что "особняком". Это огромный и очень-очень старый дом с толстыми стенами, окнами со скрипучими ставнями и непонятным "воздушным" флёром живущей в ней простушки. 

Да, романтический пафос, безусловно, в "Войне и мире" есть, только исходит он от Андрея Болконского и Пьера Безухова, а никак не от Наташи Ростовой, от которой веет только глупостью. Бесконечной и с очень красивыми глубокими глазами. Не будем отрицать — душа девочки была прекрасна, но мозгов не было с самого начала долгого повествования. И самое страшное, что у Ростовой с возрастом ума тоже не прибавилось. На это нам укажет сам классик, описав жизнь недалёкой домохозяйки, о которой можно сказать на манер детской истории "этому дала, этому дала..." (тут не про секс). Образ Наташи по непонятным причинам был идеализирован в СССР, но современные ученицы (им же во благо) с этим не согласны. В унисон со мной и не одним специалистом по русской литературе.

Я в силу своей профессии и образования "Войну и мир" прочитала в школе дважды, но большинство учеников всё же сравнивают роман с четырёхтомной пыткой. И не зря, правда. Толстой своим гениальным эпосом (не иронизирую) рассказал о львиной доле человеческих терзаний. Он в одном романе уместил то, что рассказывал в нескольких произведениях "Человеческой комедии" Оноре де Бальзак, и русский классик, полагаю, не рассчитывал на столь огромную подростковую аудиторию. 

Для школьников "Война и мир" превращается в произведение, состоящее из двух романов — для мальчиков и для девочек. Кладём руку на сердце — читали всё? Или (если вы — женщина) выбирали только эпизоды о "мире"? К мужской аудитории аналогичный вопрос, только про "войну". Полагать, что большинство школьников не пролистывали — это точно такое же враньё, как утверждение, будто большинство людей, читая "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго, не переворачивают страницы с описанием Парижа. Скука, хотя последний роман — один из моих любимых.

"Война и мир" — извините, кино не для всех. Наверное, (надо отдать должное произведению) это единственный роман школьной программы, который показывает даже в 10 классе, как сильны гендерные различия. Хотя деления на тех, кто в "голубом" и кто в "розовом", в этот период уже нет. 

Роман-эпопею Толстого как одно из важнейших произведений русской классики и без всякой школьной программы прочитают дети из интеллигентных семей, ребята, которые любят чтение, но задача школы — не запихать всё, что нужно, в ребёнка, а привить ему любовь к литературе. 

Президент РАО Вербицкая говорила о том, что "Войну и мир" смогут понять далеко не все дети. Но в свои 16 лет школьники в состоянии воспринять всю палитру человеческих чувств и эмоций, что предлагают классики — вопрос только, что в учебной программе есть и другие произведения, которые детям "нужно осилить".

"Война и мир" вместе с другим романом-эпопеей "Тихий Дон" входят в список творений, обязательных к прочтению. Но любой педагог скажет, что одно в большинстве случаев исключает второе у подростков. Кому что ближе: в обоих случаях есть "мир" и есть "война". 

Большой трагедией может стать факт, что история дворянских династий потеряет часть аудитории, но, возможно, на месте "столпа" в учебной программе появятся другие, которые любовь к литературе быстрее взрастят. 

Подростки с "Войной и миром" могут приобрести больше свободы и потерять возникающее с досадной периодичностью ощущение скуки.

Уже сейчас медиапространство разрывается от потоков негатива а-ля "Нельзя отменять!", "Сами, наверное, не читали". Но почему-то "депрессивный, набожный" Достоевский подростков никогда не раздражал. Фёдора Михайловича на палубе удержат. 

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!