Регион

Уведомления отключены

23 октября 2016, 11:45

Школы для "элиты". Кто и зачем ограждает своих детей от "простых смертных"?

Школу для ребёнка выбирают родители, руководствуясь в первую очередь своим материальным достатком. Это стереотип. Наиболее привередливы в выборе учебного заведения семьи с умными женщинами. Они ищут либо престиж, либо эксклюзивные образовательные программы.

Постер сериала "Закрытая школа". © kinopoisk.ru

Постер сериала "Закрытая школа". © kinopoisk.ru

— Я не хочу, чтобы мой ребёнок учился в обычной школе. В моей семье все закончили МГУ, и сына я отдала сначала в детский сад при университете (ясли-сад № 82, находящийся на улице Дружбы. — Прим. Лайфа), затем в лицей, скоро перейдёт в гимназию. Я хочу, чтобы ребёнок рос в окружении детей, которые воспитываются в семьях таких же, как и мы, выпускников лучшего российского вуза. Я езжу час до детского сада, но это того стоит, — так утверждает 37-летняя Наталья. Место, в котором обучается ребёнок, принципиально для женщины, да и к МГУ она относится, мягко говоря, ревностно.

Более притязательны в выборе школы для ребёнка семьи, матери в которых имеют высокий уровень образования. При этом наибольшую важность для всех слоёв населения имеет расположение учебного заведения: небогатые семьи думают прежде всего о том, чтобы школа была близка к дому, для других же принципиально, чтобы ребёнок учился в благополучном, а лучше — престижном районе. Потому последние тратят больше на дорогу. К такому выводу пришли в своём исследовании учёные национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Даниил Александров и Валерия Иванюшина (документ есть в распоряжении Лайфа). Эксперты отмечают, что лучше отдавать ребёнка в школу по своему социальному уровню, так как вероятность того, что ребёнок будет тянуться за богатством и будет мотивирован, невелика. 

В исследовании участвовало 1055 родителей из разных районов Санкт-Петербурга — престижного Васильевского острова (21 школа) и Невского (13 школ) как менее благополучного. Согласно опросу учёных, большинство взрослых из первой группы имеет более высокий социально-экономический статус.

Выяснилось, что семьи, в которых родители имеют высшее образование (уровень его у матери — базовый фактор. — Прим. Лайфа), в 70% случаев пытались сравнить разные учебные заведения. Для этого они анализировали информацию в Интернете, руководствовались опытом знакомых или посещали дни открытых дверей в школах. 

При этом стоит отметить, что родители, живущие на престижном Васильевском острове, думают не только о том, какое образование может ребёнок получить, но и о средних баллах по ЕГЭ у выпускников школы. Немаловажным оказывается и то, каким у чад будет окружение. 

Старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов полностью согласился c результатами исследования. Однако отметил, что ребёнка не стоит отдавать в школу, где большинство одноклассников будет из богатых семей.

— Нужно разобраться, что мы, когда рассматриваем несколько школ, понимаем под престижем. Если это учебное заведение, в котором серьёзный педагогический состав, особая методика обучения, одарённые ребята, то в такой класс нужно поступать, тем более если ребёнок хорошо учится. Он будет наблюдать за теми, кто что-то знает лучше, чем он, тоже начнёт так успевать, — говорит Бызов. — Другое дело — "престижная" школа для богатых детей. Она ведь, как бы мы ни говорили, подразумевает, чтобы ребёнок не только учился, но ещё и был соответствующе другим одет. Подростки на всё это смотрят. Представляете, как неприятно знать, что у тебя нет одежды, как у соседа по парте, что ты не можешь в кафе таком же поесть, как они? В большинстве случаев такая ситуация не мотивирует ребёнка, а лишь создаёт ситуацию, при которой у ребёнка появляются комплексы.

Психолог Наталья Варская, в свою очередь, считает выбор "модной" школы актом "снобизма".

— Педагогов, то как они работают, судят не по тому, сколько стоит обучение. Всё-таки не будем забывать, что учитель — призвание и, выбирая школу, надо ориентироваться на то, что говорят конкретно о преподавателях, — сказала Варская. — Не факт, что даже школа для одарённых детей может подойти конкретному школьнику. Лучше не заставлять ребёнка тянуться за другими, а за адекватные деньги найти педагога, который бы в частном порядке за несколько занятий (если учитель хороший, то много не понадобится) объяснил чаду то, что ему непонятно. 

То, какой эффект на ребёнка произведут дети из других семей, по словам Варской, зависит от психотипа школьника.

— Поэтому, если родители всё-таки хотят отдать малыша в частную школу или модное учебное заведение, то им следует обратиться для начала к психологу. Надо понять, будет ли для ребёнка стимулом тот факт, что у него, может быть, ничего нет, или, наоборот, он забьётся из-за этого в угол, — обратила внимание психолог. — В конце концов, ни один человек не обязан отвечать мечтам родителей.

Также исследование ВШЭ показало, что семьи с более низким социально-экономическим уровнем редко переводят ребёнка из одной школы в другую (только 19% семей из не очень престижных районов готовы на это). По словам экспертов, такая тенденция связана с тем, что переход из одной школы неудобен для большинства родителей — учебное заведение, скорее всего, будет не близко к дому, а значит, встаёт вопрос — как довозить ребёнка?

— Для небогатых родителей это большая проблема, а потому они действительно изначально выбирают учебное заведение рядом. В противном случае нужно думать о том, что кому-то ребёнка в школу надо водить или давать деньги на дорогу школьнику, — сказал социолог Леонтий Бызов. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров