Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
3 ноября 2016, 11:40

Не все преподаватели поддержали инициативу обязательного ЕГЭ по географии

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева поддержала инициативу ввести обязательный экзамен по географии в 9-м и 11-м классах. Эта идея будет прорабатываться, однако эксперты считают, что проверка географических знаний не должна происходить в традиционном понимании госэкзамена. Лайф о том, почему введение ЕГЭ по географии выгодно учителям, но при этом может не сделать жизнь абитуриентов проще.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Ведущий научный сотрудник кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ Николай Дронин считает, что нет смысла вводить обязательный экзамен по географии: "Это не настолько важный предмет, как, например, история".

— Удручает общекультурный уровень студентов, а не знания по географии. Бывшие школьники не знают, кто был президентом в определённый период Америки, ничего не знают. Это я могу сказать точно, так как при изучении географии всплывают и какие-то исторические факты, — сказал Дронин. — Самый большой вопрос: что считать "географией" в школе. Это очень широкое понятие: есть социальная, экономическая, физическая...Не представляю, как сделать ЕГЭ. У нас на факультете 14 кафедр, мы не знаем, у кого что происходит.

По словам эксперта, может потребоваться не один год, чтобы разработать критерии оценки выпускников по географии и в целом определиться с концепцией экзамена.

— Оптимальный возможный вариант — сделать какую-то обязательную проверочную работу по географии, но географии "номенклатурной", то есть той, что рассказывает о том, что где находится. Для общего развития дети должны знать, где Северный, Южный полюса, сколько стран... То есть это должна быть проверка географии, но в каком-то урезанном виде. При этом те, кто будет поступать на географические факультеты всё равно будут, скорее всего, сдавать внутренние экзамены в вузе по главному предмету. 

В свою очередь, профессор Московского гуманитарного института, политолог Алексей Скопин считает, что без хорошего знания географии студентам действительно иногда непросто учиться на некоторых факультетах, однако эксперт считает, что "обязаловки" быть не должно.

– К сожалению, мой опыт показывает, что большинство студентов не могут назвать десяток стран, показать их на карте, назвать столицы и тем более что-то сказать об их экономике. А ведь на факультетах, связанных с международными отношениями, экономикой, не обойтись без хороших базовых знаний по географии, — сказал Скопин. — Но, прежде чем говорить о ЕГЭ по географии, нужно поменять учебники. Они слишком сложные, но при этом мало часов в школьной программе  уделяется изучению стран, карты мира — проверочных работ немного, и к концу 10—11-го класса дети забывают, где что находится. 

К примеру, учебник для 5-го класса по географии реально сложный: некоторые вопросы — для первокурсников. Понятно, почему дети не хотят учить — не понимают. Понятие "географической оболочки" хотят дать сразу, а нужно изучать географию 5—6 лет прежде, чем понять, что же такое эта "оболочка". 

Приходится студентам навёрстывать карту мира на 1—2-м курсах. На мой взгляд, нужно не вводить обязательный экзамен по географии, а ввести требования — знать к концу 11-го класса фундаментальную географию и детей проверять. 

Президент всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков в свою очередь считает, что итоговая аттестация по географии может быть, но она не должна быть в виде "традиционного" ЕГЭ.

— Госэкзамен будет видоизменяться, происходит реформация его: тестовая часть исчезает. И если экзамен по географии будет переработанным, некой проверочной работой знаний за среднюю школу, то это реально и нужно. В США всегда была проблема, что не знают дети географию — какой даже, может, штат соседний, а потому понятно, почему педагоги озабочены введением дополнительной аттестации. Чтобы у нас так не было. 

В то же время Комков добавил, что введение нового обязательного экзамена — дополнительная возможность учителям географии подзаработать. 

— К проверочной надо будет готовиться, а, значит, родители будут искать, с кем позаниматься чаду. Это будет либо школьный учитель, который за бесплатно не будет ребёнку дополнительно что-то объяснять, либо репетитор, которого взрослые будут искать по Интернету.

Напомним, министр образования и науки РФ Ольга Васильева поддержала введение обязательного экзамена по географии в 9-м и 11-м классах. Об этом она сообщила на Всероссийском съезде учителей географии.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar