Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 ноября 2016, 09:30

Учёба "на стороне". 40% российских студентов не хватает знаний в вузах

Наибольшей популярностью среди учащихся пользуется английский язык, бизнес-тренинги, искусство говорить и курсы личностного роста. Лайф — о том, почему молодёжь хочет учиться больше и почему ей это не поможет при трудойстройстве.

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

40% российских студентов нуждаются в дополнительном образовании, потому что недовольны уровнем знаний, который они получают в вузе. Об этом свидетельствуют результаты исследования учёных Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (документ есть в распоряжении Лайфа). В проекте принимали участие более 600 студентов из 16 российских вузов. 

Самыми популярными среди учащихся оказались курсы по английскому, личностному росту, ораторскому искусству и основам предпринимательства. Всего же ходить на занятия вне основного места учёбы жаждет подавляющее большинство учащихся (71%). По мнению ребят, наличие дополнительных сертификатов поможет найти работу и повысить их конкурентоспособность на рынке. Однако, по словам экспертов, документы не играют никакой роли — важен опыт. 

— Когда я учился на третьем курсе в университете, я понял, что английский язык у меня остаётся на том же среднем уровне, что и до поступления в вуз. Хотя учился я не где-то там, а в МГУ. Поэтому я решил, что нужно нанимать репетитора (благо у отца есть возможность), а позже я уехал на стажировку в Йельский университет, — рассказал Лайфу 25-летний Антон. — Честно говоря, сами сертификаты мне не помогли устроиться на работу, просто на собеседовании с HR я начал говорить на английском и, наверное, приятно удивил собеседницу. 

Но это хорошая история. Курсы иностранного, а тем более поездка на несколько месяцев в зарубежный вуз — неосуществимая мечта большинства студентов. На стипендию особо не разгуляешься: в зависимости от успехов учащегося, она может варьироваться для будущего бакалавра, специалиста или магистра от 1500 до 2230 рублей (если не считать возможные надбавки от самого вуза). При этом в среднем цена за трёхмесячный курс по английскому языку начинается от 15 тыс. рублей. Примерно такая же картина и с обучением (если этому можно научиться) предпринимательству или организации своего времени. Получается, что дополнительное образование является привилегией обеспеченных студентов.

Об этом говорят результаты опроса учёных. Согласно документу, при выборе дополнительного образования 70% студентов в первую очередь смотрят на цену курсов, а не на отзывы. Половине опрошенных важен гибкий график занятий. Также оказывается важным для студентов наличие новых, необычных программ обучения, возможность обучаться бесплатно, а также возможность на курсах реализовывать личные проекты. 

Результаты исследования показали, что, несмотря на развитие ИТ-сферы и популяризацию технических специальностей, желающих посещать курсы, например, по программированию не так уж и много. "Бестселлером" остаётся английский язык, курсы личностного роста, а также ораторское искусство и предпринимательство. То есть студенты хотят собрать "кейс" молодого бизнесмена. 

 

— Когда студенты выбирают курсы "Основы предпринимательства", учась на экономическом факультете или менеджменте, это является попыткой дополнить практическое образование. Ребята ожидают, что смогут решать какие-то конкретные ситуации, знать, как зарегистрировать предприятие, чем по статусу отличается юридическое лицо от индивидуального предпринимателя. Студенты хотят знать, какие сложности есть в современной российской экономике. Вот все эти вещи и нужно давать, — говорит профессор Института современного развития Алексей Скопин. — Главная проблема вузов — сделать образование прикладным. А из-за того, что преподаётся в основном теория, молодёжь ищет другие возможности для получения актуальных знаний. 

По мнению Cкопина, проблему с высокими ценами на бизнес-курсы можно решить частично (если не брать в расчёт MBA), если ввести в школах обязательный предмет — основы предпринимательства.

— Не надо удивляться высоким ценам на дополнительное образование: курсы популярны, отсюда и цена. Однако, если ещё со школы бизнес-азы будут преподавать детям, то никакие дополнительные занятия будут не нужны. Если мы хотим поднять наш бизнес с колен, то нужно ориентироваться на молодых, — добавил экономист. 

Схожей точки зрения придерживается и ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов: по его словам, проблема недополучения в вузах образования берёт своё начало со школы.

— Дело в том, что среднее образование переживает очень большой кризис. На ЕГЭ детей преподаватели натаскивают, из-за чего у абитуриентов знания поверхностны. Новоявленные студенты не умеют работать с литературой, связывать одно с другими, то есть видеть причинно-следственные связи — это сказывается в целом на восприятии информации в вузе, — обратил внимание социолог. — В связи с этим зачастую первокурсникам приходится познавать всё с нуля, в том числе и аналогичные школьным предметы. 

Бызов утверждает, что нехватка знаний касается и студентов старших курсов.

— Это происходит из-за того, что учащиеся не смогли преодолеть недостаток знаний на первом курсе. Кроме того, нельзя отрицать проблемы в нашем сегодняшнем высшем образовании. Оно очень часто бывает недостаточно квалифицированным. Студенты старших курсов чувствуют определённую неудовлетворённость своими знаниями, а потому пытаются это компенсировать, обращаясь к каким-то другим методикам, к альтернативным формам образования.

В свою очередь, ведущий специалист рекрутингового портала Superjob Сергей Денисенко говорит, что дополнительное образование для студента — это всегда риск вложить деньги в знания, которые могут не потребоваться на будущем месте работы.

— Надо понимать, в каком направлении двигаться. Правильной стратегией для студента будет, прежде чем идти на какие-то курсы, пройти стажировку в интересующей компании или отрасли и понять для себя, какие дополнительные навыки могут потребоваться. Тогда можно целенаправленно идти и за что-то платить, ведь в будущем это принесёт больше. Основная причина получения дополнительного образования у студентов — ориентация на трудоустройство.

Однако, по данным портала Superjob.ru, наличие различных сертификатов не может гарантировать успеха на рынке труда.

— Сертификаты и другие документы, получаемые при прохождении специализированных курсов, не дают гарантии трудоустройства. Особенно если речь идёт о молодых специалистах без опыта работы, только что вышедших на рынок труда.

Согласно исследованиям Superjob, 40% российских компаний не удовлетворены уровнем профессиональной подготовки нанимаемых выпускников, то есть они согласны с мнением студентов, которые ищут знания "на стороне".  

Как рассказывал Лайф ранее, российских работодателей мало интересует и престижность дипломов, и оценки, которые соискатели получали во время обучения. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров