На заводах хотят возродить "наставничество" и вернуть звание "ударник труда"

На заводах хотят возродить "наставничество" и вернуть звание "ударник труда"

Коллаж: © L!FE Фото: ©РИА Новости

5955
Крупные госкомпании нуждаются в кадрах "с руками", умеющих работать по узкому профилю и на уже имеющемся на производстве оборудовании. Для этого нужны наставники — "учителя" среди сотрудников, которые могли бы обучать студентов и стажёров. Но для этого нужна мотивация. Лайф о том, какими способами промышленность предлагает работников стимулировать.

Наставничество на предприятиях снова становится актуальным. Как выяснил Лайф, премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение Минобрнауки проработать совместно с Минпромторгом и Минтрудом вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство в целях совершенствования института наставничества при организации обучения на производстве. Об этом Лайфу рассказали в пресс-службе Минпромторга. 

— Минпромторг России считает, что развитие дуального образования (когда теоретическая часть обучения проходит в учебном заведении, а практическая — в сторонней организации. — Прим. Лайфа) является одним из приоритетов модернизации системы подготовки рабочих кадров, — сказали в Минпромторге. 

После этого ведомство обсудило с крупнейшими промышленными компаниями этот вопрос и получило от них предложения по тому, как можно стимулировать работников не только брать студентов, но и лучше работать. Об этом говорится в письме Минпромторга к Министерству образования (документ есть в распоряжении Лайфа). 

Промышленники предлагают вернуть в России советскую систему поощрения наставников на предприятиях (то есть тех, кто учит молодых сотрудников, стажёров) с помощью наград и званий. Такое предложение подготовила к Минпромторгу научно-производственная корпорация (НПК) "Уралвагонзавод". Также организация предлагает Правительству РФ "на уровне регионов, муниципалитетов и промышленных предприятий" ежегодно проводить конкурс на "лучшего наставника работающей молодёжи" и рассмотреть возможность пенсионной надбавки для "педагогов" — мастеров на производстве. По словам главы Уралвагонзавода Олега Сиенко, такие меры будут способствовать стимулированию деятельности предприятий, для которых важен результат. 

Согласно действующему законодательству, "мастерам" на предприятиях за обучение новых сотрудников работодатель обязан доплачивать, так как это подразумевает расширение обязанностей работника и, соответственно, увеличение объёмов труда. 

В Советском Союзе существовали награды для лучших наставников на производстве, были и слёты "мастеров", воспитывающих молодых профессионалов. Достижения последних поощрялись c помощью льгот, путёвок, подарков от коллег или, например, поздравлений от коллектива. Очень ценно было и увидеть (вне зависимости от того, наставник ты или нет) свой портрет на доске почёта и таким образом прослыть "ударником труда". 

Экономист Никита Кричевский считает, что финансовое поощрение наставников должно быть только со стороны бизнеса. Государство этого делать не обязано, но зато оно может "морально" простимулировать "мастеров" обучать молодые кадры. 

— Организация конкурсов и всего прочего — это скрытый (а может, явный) намёк на увеличение финансирования мероприятий, которые напрямую не влияют на увеличение эффективности организации. Увязывать их (награды, звания) с дополнительным выделением средств не совсем корректно, потому что мы живём в крайне непростое время. Мне вот непонятно, откуда государство или муниципальное образование будет брать дополнительные средства на организацию пьянок наставников, — говорит Кричевский. — А вот моральные способы поощрения (в том числе награды) действительно очень важны. Наставничество изначально, ещё в царской России, СССР, имело под собой моральный статус. Он крайне редко подкреплялся какими-то материальными выплатами. 

По его словам, в СССР была система бригад: бригадный подряд, коллективная ответственность за молодых рабочих, которые поступали на предприятия.

— Были мастера, которые пользовались почётом и уважением и передавали свой опыт, свои компетенции тем, кто оставался вместо них на работе. За это они имели определённые льготы. Хорошие работники получали подарки, их юбилеи отмечались коллективно (также были и поздравления от всех коллег), фотографии висели на доске почёта... Это было очень ценно, как для самого рабочего, его семьи, так и для членов бригады, с которыми он работал. Совесть и нравственность деньгами не измеряются. Другой вопрос, если для наставников сегодня можно будет предусмотреть не денежные способы поощрения, а например, льготный проезд на общественном транспорте, приоритетное обеспечение путёвок для детей или внуков работников-"педагогов". Такие меры могли бы иметь свой позитивный эффект, — полагает экономист.  

Также предложение по улучшению системы наставничества поступило в ведомство от холдинга "Вертолёты России". В компании считают, что у образовательных учреждений должна быть возможность финансировать преподавательскую работу сотрудников предприятий с помощью двусторонних договоров с вузами или колледжами. Как подчёркивается в письме организации к Минпромторгу, это поможет не только развить дуальное образование, но и повысить статус наставников-учителей. Таким образом последние будут считаться полноценными педагогами. 

Кроме того, в организации считают, что сотрудников, получающих надбавки за наставничество, нужно освободить от налогов с этой суммы, так как это будет мотивировать работников работать ещё лучше. А работодатели в свою очередь должны быть освобождены от страховых выплат с надбавок для сотрудников-"педагогов".

Минпромторг также спросил о возможных предложениях по наставничеству на предприятиях у Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Однако в обеих организациях заявили, что ничего в законодательстве менять не стоит. 

Профессор Института современного развития, экономист Алексей Скопин считает, что совершенствовать систему наставничества необходимо, так как это поможет не только улучшить работу предприятий, но и скорее найти молодым людям работу. Тем не менее эксперт полагает, что начинать нужно с организации работы "мастера" и подопечных.

— Наставник нужен для того, чтобы научить, как работать на заводе, показать определённый станок, оборудование. Со временем на предприятии уже смотрят на ученика и понимают, выйдет из него толк или нет. Поэтому в этом законе должны быть прописаны возможности организаций. Например, набирать группы по 5—7 человек к какому-то определённому наставнику, который бы занимался "селекцией", подбором будущих кадров. Так было в СССР. 

Раньше ПТУ готовили рабочих для предприятий. Потом в 90-е годы произошли изменения, было предложение, чтобы ПТУ просто тупо передали предприятиям, но в Минобрнауки тогда сказали, что так быть не должно и к практической работе будут готовить в образовательных учреждениях. В результате вся система профессионального технического образования пошла в разнос. Предприятиям нужны были одни работники, а выпускали совершенно других. Сейчас ситуация такая же. Но теперь предприятиям нужны рабочие, причём не абы какие, а абсолютно конкретные люди, умеющие работать на том оборудовании, которое есть. Наше специальное профессиональное образование нормальных рабочих готовить не может. На предприятиях всё быстро меняется, а ПТУ всё в том же состоянии, как 20 лет назад, — рассказал Скопин. 

При этом экономист считает, что предложенные, например, ОАК нововведения "не сбалансированы". 

— Во-первых, разворачивается поле для всякого мухлежа, если уж прямо говорить. Все начнут записываться в наставники, предполагая, что им будут выплачиваться надбавки, послабления налоговые или там ещё что-то. Это разворотит смысл всего этого дела. То есть люди будут гнаться за вялыми показателями, а не за тем, что на самом деле нужно. По идее, это в интересах предприятия. Почему государство или общество должно за это платить или какие-то ещё вещи дополнительные предоставлять? То есть опять-таки нужны общественные ресурсы, чтобы предприятие получило хороших работников. Награды — это ещё куда ни шло, но и со временем приведёт к вопросу о деньгах, — добавил Скопин.

Экономист Никита Кричевский также негативно отнёсся к предложениям о налоговых послаблениях.

— Налоги и взносы должны платить все. Требовать, с одной стороны, отмены уплаты с наставников пенсионных взносов (предложение одного ОАК. — Прим. Лайфа), а с другой — предусматривать льготное повышенное пенсионное обеспечение (предложение Уралвагонзавода. — Прим. Лайфа) — это бить по одному бюджету с двух рук сразу. У нас тогда наставником будет становиться каждый второй работник. Пенсионный фонд недополучит сразу по двум направлениям: он будет вынужден выплачивать повышенные надбавки тем наставникам, которые уйдут на заслуженный отдых, но при этом ещё и части страховых взносов лишится, — сказал Кричевский. — Такое предложение никогда никем не будет поддержано, я имею в виду, на уровне правительства или Пенсионного фонда. Предприятия для решения своих вопросов должны предусматривать поощрения из собственных средств.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!