Вуз vs вуз. "Чёрный пиар" университетов в борьбе за абитуриента

Вуз vs вуз. "Чёрный пиар" университетов в борьбе за абитуриента

Коллаж: © L!FE Фото: © EAST NEWS © shutterstock.com

6478
Университеты считают началом приёмной кампании конец января, так как в это время проводятся дни открытых дверей, а школьники окончательно определяются, какие ЕГЭ будут сдавать и куда документы с результатами подавать. Ради большего количества платников и умных бюджетников учебные заведения пользуются методами недобросовестной конкуренции. Лайф — о грязной борьбе за абитуриентов.

В феврале 2017 года в ходе круглого стола префектуры Центрального административного округа представителями ряда российских вузов (в том числе РГСУ, РОСНОУ, РГГУ, МФЮА, Международный славянский институт и РЭУ им. Г.В. Плеханова) обсуждалась проблема недобросовестной конкуренции вузов, и учебные заведения пришли к выводу, что нужно игнорировать информационные вбросы (анонимные негативные отзывы в Сети от конкурентов). Об этом Лайфу рассказали в пресс-службе РГГУ. Чтобы заполучить как можно больше студентов, учебные заведения, не имеющие состоявшейся репутации, не только закидывают образовательные сайты негативными комментариями неугодных, но и даже нанимают людей, которые бы "вербовали" учащихся у стен "вражеских" вузов. 

Лайф побеседовал с рядом вузов и выделил пять способов грязной борьбы за молодые умы. 

Способ № 1. Заставить абитуриента "свернуть с пути"

В пресс-службе РГГУ рассказали о случае из практики, когда у дверей приёмной комиссии представители другого учебного заведения подходили к абитуриентам и раздавали листовки с призывом поступать в негосударственный вуз. Пресекать "работу" с молодёжью тогда пришла охрана. 

Способ № 2. Накрутка анонимных комментариев на образовательных сайтах

Некоторые родители и ученики при выборе вуза (если речь не идёт о поступлении в самые топовые) обращают внимание и на отзывы учащихся в Интернете. В связи с этим, как утверждают в вузах, некоторые конкуренты начинают информационные войны, распространяя на разных сайтах, группах в социальных сетях негативные отзывы.

Дурную славу из "специализированных" ресурсов в вузовском сообществе сыскал портал "Учёба-отзыв", на котором можно узнать, что Российский медицинский государственный университет им. Н.И. Пирогова оказывается очень плохим — количество негативных отзывов в 2,5 раза больше положительных. Российский университет дружбы народов также имеет, согласно сайту, больше негативных отзывов — 1503 против 863 хороших.

А придираются анонимные пользователи ко всему — начиная от очередей в деканат и заканчивая мифическими тараканами. 

Отзывы, плохие и хорошие, также насаждаются в социальных сетях, в том числе и с помощью рекламы. В материале, вышедшем в середине февраля 2017 года (негласное начало приёмной кампании), на основе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) критикуется работа негосударственных вузов, а в особенности Российского нового университета.

 

Материал, судя по "примечанию", оказывается проплаченным. Возможно, это попытка донести несведущим абитуриентам правду, но оплата частником таких публикаций (а стоит такая около 500 рублей) настораживает. Автор поста Илья Валиев ответить оперативно не смог. Стоит сказать, что годом ранее (в разгар приёмной кампании, июнь) блогер уже о РосНОУ писал в таком же свете. 

Тем не менее, как уже стало известно, вузы решили не обращать внимания на провокации в Интернете. Ректор РосНОУ Владимир Зернов пояснил, что такое решение закономерно, так как проведённые опросы абитуриентов показывают, что на отзывы в Сети внимание обращают (по сравнению с общим количеством поступающих) единицы. 

— С заказными статьями в блогах и соцсетях РосНОУ сталкивается регулярно: как начинается приёмная кампания, так некие блогеры находят очередную "бомбу", на проверку не выдерживающую никакой критики. И в зависимости от того, насколько глупо и претенциозно составлена очередная клевета, специалисты университета решают, как реагировать — игнорировать, давать опровержение, подавать в суд. Возможно, тратить время на судебные разбирательства по таким мелким поводам и не стоило бы, но иногда молчание может быть истолковано как согласие, а этого допускать не стоит, — добавил ректор. 

То есть эффект от вредительства есть, но музыку такие "конкуренты" не заказывают.  

Способ № 3. "Перегон" студентов с помощью преподавательского авторитета в другой вуз

В пресс-службе РГГУ рассказали, что ряд преподавателей, которые ушли в прошлом году из Института психологии им. Л.С. Выготского и теперь работают в Московской международной академии (ММА), переманивают студентов. В частности, в гуманитарном университете считают, что опубликованный в соцсетях пост о дне открытых дверей призывает студентов РГГУ переходить в ММА, так как преподаватели обещают, что в новом вузе лучше.

Напомним, осенью 2016 года 21 преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ написал заявление об увольнении из-за несогласия с политикой руководства вуза. По словам уволившихся преподавателей, решение об уходе сотрудники института приняли ещё до летнего отпуска. И оно было связано с требованием руководства вуза о сокращении преподавателей и увеличении (в связи с этим) рабочей нагрузки — "часов" на человека. 

— Чтобы оправдать своё существование в стенах академии, психологи создали на её базе отдельный институт (Институт культурно-исторической психологии. — Прим. Лайфа), куда, по расчётам организаторов, могли бы "перетечь" студенты РГГУ. В ММА состоялся день открытых дверей, отчёта о котором на сайте академии, однако, не нашлось. Приглашение на это мероприятие было разослано студентам РГГУ по e-mail и распространено в социальных сетях. На дне открытых дверей бывшие сотрудники РГГУ открыто призывали молодёжь забирать документы и переводиться к ним, при этом студентам обещали, что они сохранят направление подготовки на новом месте обучения.

Информацию о том, что в академии нет бюджетных мест и что необходимое направление подготовки откроется лишь в том случае, если будет набрана группа от 10 до 12 человек, оставили "на потом", и то в качестве ответа на прямой вопрос одного из студентов, — сказала Лайфу руководитель пресс-службы РГГУ Елена Комарова. 

В свою очередь экс-преподаватель Института им. Л.С. Выготского, а сегодня сотрудник Московской международной академии Марина Новикова-Грунд заявила, что они не конкурируют с РГГУ. 

Мы просто надеемся выполнить наши обещания самим себе и студентам, которые были в отчаянии от того, что мы уходим. Сейчас мы запускаем дополнительное образование. Эти занятия рассчитаны как на уже действующих психологов и психотерапевтов, так и на специалистов смежных направлений. Если в числе прочих некоторые учившиеся у нас студенты захотят получить дополнительные знания, поработать в семинарах, послушать лекции, которые ещё в прошлом году они могли слушать в РГГУ, то мы будем рады. Но вряд ли это называется "переманивать". И, безусловно, мы надеемся окрепнуть и составить серьёзную конкуренцию РГГУ. Тем более что это, к сожалению, всё менее сложно с каждым днём: информация о том, что сейчас происходит на развалинах нашей alma mater, очень неутешительна. Это вполне закономерно — и наш рост, и упадок того, что остаётся в РГГУ.

Способ № 4. Мнимые жалобы в Рособрнадзор

Некоторые вузы сталкиваются ещё и с проверками Рособрнадзора, вызванными жалобами на несуществующие проблемы. Почему несуществующие? Например, проверка показала, что у вуза никаких нарушений не было, а жалобы были. О последних узнают абитуриенты, а иногда о них пишут СМИ. Как пояснили в вузах, негативный флёр за учебным заведением остаётся, а рейтинг из-за этого, соответственно, безосновательно падает.

Способ № 5. Левые страницы представителей вуза  

В Московский финансово-юридический университет (МФЮА) рассказали о случае, когда в Сети появилась якобы страница ректора вуза, на которой глава учебного заведения отвечал абитуриентам.

— Нам стоило огромных усилий связаться с администрацией портала "Учёба-отзыв" (на этом же сайте появилась фейковая страница). Мы неоднократно писали им о том, что наш ректор не мог создать на этом сайте страницу и вести деятельность: было обидно, ведь мало того, что это не наш ректор, но и человек допускал дикие орфографические ошибки и писал какую-то ерунду, — сказали в пресс-службе МФЮА. 

За что бороться кроме денег?

Как заметила директор Института развития образования департамента образовательных программ "Высшей школы экономики" Ирина Абанкина, интерес у вузов вызывают не только студенты-платники, ведь умные ребята со временем могут позволить учебному заведению вырасти. 

— Умные студенты — это минимальный процент отчисления, высокие результаты работы вуза и, конечно, интересные выпускные работы. Сегодня у нас спад численности абитуриентов, которые поступают в высшие учебные заведения: мы попали в демографическую волну. Слова о том, что для миллионов школьников прозвучал последний звонок — не более чем метафора. На самом деле у нас около 730 тысяч ребят, которые заканчивают школу, даже одного миллиона нет. Отсюда и конкуренция. Некоторые пытаются заполнить хотя бы контрольные цифры приёма (те места, которые финансирует бюджет. — Прим. Лайфа): не у всех вузов и не на все специальности получается привлечь ребят (это, например, сельскохозяйственные, педагогические и инженерные специальности. — Прим. Лайфа), — говорит Абанкина. — Если происходит недобор, вузы рискуют на следующий год получить меньше контрольных цифр приёма, а также им придётся вернуть деньги за те места, на которые они не смогли набрать ребят. Такая же ситуация и с переманиванием платных студентов, которые составляют финансовое обеспечение и стабильность университета.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!